Blog Pro Photo

Зонная система для цифровых фотокамер

Зонная система для цифровых фотокамер
Зонная система для цифровых фотокамер

Простейший подход к применению зонной системы состоит в том, чтобы работать с освещенными участками и не обращать внимание на затененные. Начните с выбора самых важных освещенных участков, но не крохотных и не тех, на которых нет деталей. Выберите самую ярко освещенную важную часть пейзажа, которая должна иметь детали и текстуру на снимке. Затем решите, к какой зоне относится этот освещенный участок. Это совсем не трудно, поскольку выбирать на самом деле придется одно из двух. Зона 5 — это не освещенный участок, а стандартный серый тон. Зона 8 — белый тон, слишком светлая для того, чтобы быть значимым освещенным участком. Остаются Зона 6 или Зона 7.

К Зоне 7 отнесите белые или почти белые объекты — белую воду, снег, светлый песок, очень светлый камень.

К Зоне 6 — любые другие освещенные участки, в том числе бежевые, желтоватые, светло-зеленые, любого другого цвета, который можно назвать светлым или пастельным.

Зонная система

Гора Уильямсон со стороны Манзанара, Сьерра-Невада, Калифорния, 1945 г. Автор — Энсел Адамс. Эти горы, освещенные сзади, напоминают горы Гранд-Титон на знаменитом снимке Майнора Уайта (1959 г.). Снимок очень эмоционален и может вызвать возвышенные духовные переживания.

СТО шин из Германии предлагает своим клиентам только качественные б.у. шины немецкого производства по доступным ценам. Летние шины  от различных немецких производителей только в интернет магазине СТО шин Киев.



Затем проведите экспозамер на выбранном участке. Убедитесь, что весь участок заполнен ровным тоном: не стоит выбирать тот, где сочетаются светлые и темные пятна. Очень полезен будет маленький экспонометр с узким углом направленного замера.

Если вы пользуетесь встроенным экспонометром фотоаппарата, попробуйте приблизить его к выбранному участку или сменить объектив на более длиннофокусный. При использовании ручного экспонометра делайте поправку на фильтры. Добавьте полторы или две ступени для поляризационного фильтра или же приблизьте фильтр вплотную к экспонометру и снимите показания через него.

Для съемки освещенного участка Зоны 6 увеличьте экспозицию на одну ступень по сравнению с показаниями экспонометра, участка Зоны 7 — на две ступени. Если не сделать это и просто воспользоваться показаниями экспонометра, освещенный участок будет отображаться как серый, относящийся к Зоне 5. Следовательно, вам надо осветлить изображение, чтобы оно относилось к Зоне 6 или к Зоне 7. Например, если замеры дают выдержку 1/125 сек при диафрагме 16, следует снизить выдержку до 1/60 сек, чтобы этот освещенный участок относился к Зоне 6, или до 1/30 сек, чтобы он относился к Зоне 7. В сущности, незачем даже делать такие расчеты; направьте встроенный экспонометр на освещенный участок, выставьте выдержку или диафрагму так, чтобы на шкале экспозиции было показано переэкспонирование на две ступени для Зоны 7 или на одну ступень для Зоны 6.

 

Белый объект
Этот освещенный солнцем водопад — самый важный светлый участок снимка. На белой воде показания экспонометра — 1/125 сек при f/11.

Все белые или почти белые участки, подобные этому водопаду, относятся к Зоне 7, поэтому я открыл диафрагму на два деления, до f/5,6, поместив воду в Зоне 7 — со светлым тоном, но без потери деталей. (Встроенный экспонометр должен показывать +2, или переэкспонирование на две ступени для Зоны 7, как в нашем примере). Обратите внимание: поскольку мне хотелось остановить движение воды, а глубину резкости я не учитывал, я оставил высокую выдержку и вместо нее изменил диафрагму.

Зонная система

 

Светлые цвета
Наиболее важными светлыми участками здесь являются блики на дереве. Самые яркие участки слишком малы для экспозамеров, но обведенный участок явно относится к Зоне 6. Замер экспонометром дает выдержку 1/15 сек при f/16, поэтому я увеличил выдержку до 1/8 сек, чтобы поместить дерево в Зону 6. (для Зоны 6 встроенный экспонометр должен показывать +1, или переэкспонирование на одну ступень). Объект неподвижен, фотоаппарат стоял на штативе, все на снимке должно быть в фокусе, поэтому я оставил диафрагму 16 и изменил выдержку.

Зонная система

Цвета заката
«Позолоченные» скалы — не самый яркий участок этой фотографии, но именно они являются фокусной точкой. Цвета заката или рассвета в горах всегда следует относить к Зоне 6.

После экспонирования я проверил гистограмму и убедился, что белые облака не переэкспонированы.

Зонная система

 

Небольшие освещенные участки
Если освещенные участки слишком малы для экспозамеров, посмотрите, нельзя ли подойти ближе. В этом примере важный освещенный участок — белые цветы. Даже экспонометром с углом один градус мне не удавалось провести экспозамеры на одном цветке, зато получилось подойти вплотную и снять показания экспонометра на одном лепестке, а затем отнести белый объект к Зоне 7.

Зонная система

Небо
Проводить экспозамеры неба трудно из-за того, что его оттенки так разнообразны. Вблизи горизонта небо в сумерках, как на снимке, следует отнести к Зоне 7, участки выше него — к Зоне 6, Зоне 5 или еще ниже.

Рекомендуем почитать по этой теме
Почему у 5D Mark III не поворотный дисплей
Бесшовное комбинирование
PR
Как заработать в интернет: создание сайтов
Как убрать отражения на стеклах очков
Структурирование изображения