В 1940 г. Энсел Адамс и его коллега по школе искусств в Лос-Анджелесе Фред Арчер разработали зонную систему. Фотографам давно было известно, что контрастность негатива можно изменить, меняя время его проявления: менее продолжительное время снижает контрастность, более продолжительное — повышает. Адамс и Арчер первыми дали количественное определение этому явлению и связали его с экспозицией. Они разработали процедуру точной оценки степени освещенности и затененности изображения, вида готового снимка, экспонирования негатива и проявления этого негатива, чтобы сохранить контрастность в том виде, каким ее задумал фотограф.
Для создания сайта вам потребуется не только качественный и уникальный дизайн, а так же хороший украинский хостинг, который позволит вашему сайту быть доступным для пользователей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Эта система до сих пор применяется при работе с черно-белой пленкой, но какое отношение она имеет к цифровой фотографии? В создании цифровых изображений есть фундаментальное правило: повысить контрастность легко, понизить ее трудно или невозможно. Поэтому если изображение выглядит слишком «плоским» и однородным, придать ему большую выразительность можно в процессе обработки. Но если изображение излишне контрастное, если оно превосходит динамический диапазон фотоаппарата, тогда часть его будет выглядеть абсолютно черной или абсолютно белой.
Если вам нужно сохранить детали и на освещенных, и на затененных участках высококонтрастного изображения, этого вполне можно добиться. Далее мы рассмотрим некоторые методы соединения двух и более отдельных снимков с разными экспозициями с целью увеличения динамического диапазона. А пока предположим, что тональный диапазон невысок. Полезна ли зонная система в этом случае? Да, как способ быстро и точно устанавливать экспозицию. Методы экспонирования, описанные ранее, предполагают слишком много проб и ошибок. Зонная система даст возможность гораздо быстрее определять точную экспозицию. Практика научит вас правильно выбирать экспозицию с первой попытки по крайней мере в 90% случаев.
Для применения зонной системы вам понадобится экспонометр и ручной режим настройки фотоаппарата. Экспонометр может быть ручным или встроенным в фотоаппарат, но чем меньше точка для замеров, тем лучше.
Зоны
В первоначальном варианте зонной системы Адамса и Арчера было одиннадцать зон, пронумерованных от нуля до десяти, но при съемке цифровыми фотоаппаратами нас будут интересовать в первую очередь зоны с третьей по седьмую. Обратившись к схеме справа, начните с середины, с Зоны 5. Она представляет собой средний тон изображения. Все, что на одну ступень темнее, будет относиться к Зоне 4, на две ступени темнее — к Зоне 3, и так далее. Все, что светлее на одну ступень - это Зона 6, на две ступени светлее — Зона 7, и так далее. В Зоне 2, на три ступени темнее средней, все будет слишком темным, без деталей, в то время как в Зоне 3, несмотря на темноту тона, имеются детали. Все, что находится в Зоне 8, на три ступени светлее средней, будет слишком светлым, чтобы были видны детали, а в Зоне 7 — светлым, но с различимыми деталями.
Если речь идет о цветной фотографии, принимать во внимание следует не только различимость деталей, но и цвет. Светлые цвета будут терять насыщенность начиная с Зоны 6. И хотя в Зоне 7 все еще будут видны детали, цвета покажутся бледными. Темные цвета в зонах ниже четвертой выглядят грязноватыми.
«Я обнаружил, что зонная система имеет огромное значение для цветной фотографии, особенно при выборе экспозиции, но, разумеется, чтобы применять ее, нужно учитывать разнообразные нюансы».
Энсел Адамс
Зоны и гистограммы
На этой схеме приблизительно показано соотношение между зонами и гистограммой.
Смещение пикселей к левому или правому краю гистограммы указывает, что некоторые части изображения выходят за пределы диапазона гистограммы. Пику правого края этой гистограммы свидетельствует о том, что пиксели начиная с Зоны 8 переэкспонированы. На такие переэкспонированные пиксели следует в первую очередь обращать внимание, их надо избегать, заметив при оценке снимка по гистограмме. Все, что находится у левого края гистограммы, относится к зонам от второй и ниже и выглядит черным.
Зона 0
Абсолютно черный тон
Зона 1
Тон,близкий к черному
Зона 2
Видны некоторые детали
Зона 3
Темная, с видимыми деталями и грязноватыми цветами
Зона 4
Темный тон или цвет
Зона 5
Средний тон или средние цвета
Зона 6
Светлый тон или пастельные цвета
Зона 7
Светлые тона, различима текстура, блеклые цвета
Зона 8
Видны некоторые детали, но в целом блеклый вид
Зона 9
Почти белый тон
Зона 10
Тон белый, как бумага