Факторы, влияющие на глубину резкости
Попросту говоря, глубина резкости — это часть фотографии, которая находится в фокусе, от самой близкой до самой дальней точки, которые оказываются в фокусе. Профессиональные фотографы понимают, что такое глубина резкости, и пользуются ею, — в отличие от большинства любителей. Профессионалам известно, что оставлять без внимания этот важный элемент нельзя, не стоит полагаться на систему автофокусировки и автоматические настройки фотоаппарата.
Небольшая глубина резкости
Мне удалось показать эту рудбекию в наиболее выгодном виде при диафрагме 4; широкая диафрагма сделала размытыми цветы на заднем плане, превратив их в желтые нечеткие пятна.
Мастера пейзажной съемки Портер, Уэстон и Адамс всегда пытались взять в фокус все, что находится в кадре, и даже в 1932 г. основали «группу f/64». Манифест группы гласил: «Название группы происходит от величины диафрагмы фотообъектива. Оно означает максимальную степень четкости фотоизображения, которой участники группы придают большое значение».
Современная фотоэстетика признает всевозможные стили, в том числе импрессионизм и ему подобные. Но подражать в этом вопросе Энселу Адамсу или Эдварду Уэстону тоже неплохо. На большинстве пейзажей все должно быть в фокусе — за исключением случаев, когда для несфокусированного изображения есть особые причины: например, требуется создать картину стиле импрессионизма или привлечь внимание к единственному элементу.
Объектив
Теоретически телефотообъектив дает ту же глубину резкости, что и широкоугольный объектив. Это справедливо, если речь идет об увеличении объекта, а не о расстоянии между фотоаппаратом и объектом съемки. Но нам свойственно мыслить критериями расстояния, а не увеличения. Когда речь идет о расстоянии от фотоаппарата до объекта, широкоугольные объективы обеспечивают большую глубину резкости. При f/22 в фокусе объектива 28 мм оказывается все, что находится на расстоянии от 1 м до бесконечности, при съемке объективом 100 мм и той же диафрагме это расстояние — от 4 м до бесконечности.
Размер матрицы
У большинства зеркальных фотоаппаратов небольшие матрицы формата APS. Такими фотоаппаратами проще взять в фокус все сразу, поскольку можно пользоваться более короткими объективами, чтобы получить ту же композицию и перспективу. С пленкой 35 мм или полноформатной цифровой матрицей вам понадобится объектив 32 мм, чтобы добиться той же глубины резкости, которую вы получите с объективом 20 мм и матрицей APS.
Диафрагма
Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости. Диафрагма 22 - маленькая или большая? А 4? Есть простой способ запоминания: чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости, и наоборот. Поэтому диафрагма f/16 или f/22 означает большую глубину резкости, a f/4 или f/5,6 — небольшую.
Если у вас математический склад ума, полезно отметить для себя, что эти цифры — дроби, или соотношения. f/8 означает фокусное расстояние в формуле f/D (где D — диаметр отверстия). Следовательно f/8 на объективе 200 мм — 200/8 = 25, следовательно, отверстие диаметром 25 мм необходимо для f/8. Подобно этому, при объективе 20 мм диаметр отверстия 2,5 мм можно выразить как f/8. (Диаметр отверстия и диафрагма могут не совпадать, так как во многих объективах есть дополнительные увеличивающие компоненты).
Использование небольшой и большой глубины резкости
Увеличение глубины резкости