Меня часто спрашивают: "А как вы обрабатываете фотографии в Photoshop?" (Что нужно делать в первую очередь? Как поступать затем? И т.д.) Вот почему я решил добавить в конце книги еще одну главу, в которой свел воедино все рекомендации. Вы не найдете здесь никаких новых приемов — все приемы, которые могут понадобиться в работе, были описаны в предыдущих главах. В этой главе рассматривается весь процесс обработки цифровой фотографии от начала и до конца. Конечно же, у каждого фотографа свой порядок работы, и я надеюсь, что на примере моего процесса вы создадите свой собственный, который будет максимально отвечать вашим индивидуальным потребностям.
Шаг 1
Как и большинство фотографов, основные действия, связанные с обработкой снимков, я выполняю в Camera Raw. Я считаю, что это самый простой и быстрый способ получения профессиональных результатов (даже если вы не фотографировали в формате RAW). Итак, я начинаю с того, что на панели Mini Bridge открываю папку с файлами, импортированными с карты памяти фотоаппарата. После этого я щелкаю правой кнопкой мыши на фотографии, которую собираюсь отредактировать, и в контекстном меню выбираю команду Open With > Camera Raw (Открыть с помощью > Camera Raw). Для данной главы я решил выбрать фотографию, которую сделал во время семинара в Моабе, штат Юта. Снимок получился далеко не идеальным, и я посчитал, что на его примере можно наглядно показать, как устранять типичные проблемы.
Шаг 2
Перед вами исходный RAW-файл, открытый в Camera Raw. Прежде чем приступить к редактированию, спросите себя: "Что нужно исправить на снимке?" В данном случае я хотел бы сделать небо более темным, а облака — более фактурными. Кроме того, снимок в целом должен быть более контрастным, четким и красочным. Разумеется, нужно также выполнить усиление резкости, но это стандартная операция, которая подразумевается по умолчанию.
Шаг 3
Как правило, я начинаю с настройки баланса белого (см. главу 2), но в данном случае цветовая температура меня вполне устраивает. (Поймите меня правильно. Вскоре я займусь улучшением цветовой насыщенности, а пока что меня совершенно не интересует, получились ли цвета данного снимка слишком теплыми или слишком холодными. Имеющийся результат вполне типичен для снимков, сделанных на натуре, где баланс белого не является основной проблемой.) Мы начнем с наиболее проблемного участка, каковым является небо. Оно слишком блеклое и маловыразительное (обратите внимание на иллюстрацию к предыдущему шагу). Вот что нужно сделать, чтобы затемнить его. 1. Уменьшите значение параметра Highlights (Света) до отметки -43.2. Уменьшите значение параметра Exposure (Экспонир) до отметки -0.65, что окажет существенное влияние на снимок (этот ползунок регулирует средние тона). 3. Увеличьте значение параметра Contrast (Контрастность) до отметки +71, что позволит получить гораздо более привлекательную картинку по сравнению с предыдущим шагом.
Шаг 4
Давайте проанализируем, каким должен быть следующий шаг. Горы на предыдущей иллюстрации выглядят слишком темными, а значит, нужно осветлить тени, перетащив ползунок Shadows (Тени) подальше вправо, к отметке +91. Но это приведет к тому, что самые темные участки окажутся размытыми, поэтому обычно я перетаскиваю ползунок Blacks (Затемнение) влево (в данном случае к отметке -38), чтобы сбалансировать результат. Нужно также выделить светлые участки, перетащив ползунок Whites (Белые) к отметке +17. Ползунок Highlights (Света) для этой цели не подходит, так как он обеспечивает затемнение неба. Более того, изменение настроек привело к тому, что небо стало чуть ярче, чем должно быть, и я уменьшил параметр Highlights еще сильнее, до отметки -89.
Шаг 5
Для подобной пейзажной фотографии с множеством контуров и текстур просто-таки напрашивается повышение четкости. Я увеличил значение параметра Clarity (Четкость) достаточно существенно (до отметки +53), и в результате изображение стало напоминать HDR-снимок. Если такой эффект вам не нравится, задайте более умеренное повышение четкости (до отметки +20 или +25). Я также перетащил ползунок Vibrance (Красочность) к отметке +17, чтобы сильнее подчеркнуть цвета снимка. Следует отметить, что на определенных этапах редактирования изображение может становиться более темным или более светлым. В таких случаях я просто перетаскиваю ползунок Exposure (Экспонир) немного вправо для осветления снимка или немного влево, если он чересчур светлый. Данный снимок начал казаться темным, и я увеличил значение указанного параметра до отметки -0.50.
Шаг 6
На мой взгляд, небо снова стало слишком светлым, и я уже не могу уменьшать значение параметра Exposure, иначе весь снимок получится недодержанным. Вместо этого нужно добавить эффект нейтрально-серого градиентного фильтра. В полевых условиях я просто надел бы такой фильтр на объектив для получения сбалансированного пейзажного снимка. Но если на съемке у вас не оказалось с собой такого фильтра, его можно сымитировать в Camera Raw. Выберите инструмент Graduated Filter (Градуированный фильтр) в верхней части окна и на панели настроек фильтра уменьшите значения параметров Exposure (Экспонир) и Highlights (Света), а затем увеличьте значение параметра Saturation (Насыщенность), как показано на иллюстрации. Щелкните у верхней границы области просмотра и перетащите появляющуюся рамку вниз к линии горизонта. В результате верхняя часть неба окажется затемненной, а к центру снимка эффект будет ослабевать. При этом также усилится голубизна неба, поскольку мы увеличили цветовую насыщенность.
Шаг 7
Щелкните на кнопке Open Image (Открыть изображение), чтобы продолжить редактирование снимка в Photoshop. После того как небо на снимке стало выглядеть удачно, перейдем к следующему проблемному элементу: непонятному дереву, торчащему справа. Подобный композиционный дефект испортил невероятное количество интересных пейзажных фотографий, но теперь у нас есть тайное оружие: функция заливки с учетом содержимого. Нажмите клавишу <L>, чтобы выбрать инструмент Lasso (Лассо), и обведите мешающее нам дерево.
Шаг 8
Нажмите клавишу <Backspace> (<Delete>), чтобы открыть диалоговое окно Fill (Заполнить). Такой способ вызова возможен только при работе с фоновым слоем. Для обычного слоя нажатие указанной клавиши приведет к удалению выделения. В таком случае выполните команду Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку). Убедитесь в том, что в раскрывающемся списке Use (Использовать) выбран пункт Content-Aware (С учетом содержимого), и щелкните на кнопке ОК. Спустя несколько секунд дерево на снимке исчезнет. Возможно, придется дополнительно воспользоваться инструментом Healing Brush (Восстанавливающая кисть) для удаления оставшихся точек или пятен. Удерживая нажатой клавишу <Alt> (<Option>), щелкните кистью на чистом участке, а затем наведите указатель на пятно и щелкните еще раз. Но проще всего повторно выполнить заливку проблемных областей с учетом содержимого, чтобы окончательно "зачистить" их.
Шаг 9
Настало время снова принимать решение. Что делать дальше? На мой взгляд, изображение не помешало бы сделать чуть более красочным. Можно повторно открыть его в Camera Raw и перетащить ползунок Vibrance (Красочность) вправо, пока цвета не станут такими, как вы хотите. Для этого нужно предварительно сохранить изображение в формате JPEG, PSD или TIFF. Но аналогичную настройку можно осуществить и в Photoshop. Выполните команду Image > Mode > Lab Color (Изображение > Режим > Lab) для временного перехода в другой цветовой режим, а затем выполните команду Image > Apply Image (Изображение > Внешний канал) и поменяйте в раскрывающемся списке Blending (Наложение) режим наложения на Soft Light (Мягкий свет). После этого в раскрывающемся списке Channel (Канал) выберите канал а, чтобы улучшить цветопередачу и контрастность снимка (этот прием описывался в главе 9). Щелкните на кнопке OK и выполните команду Image > Mode > RGB Color (Изображение > Режим > RGB), чтобы вернуться к прежнему цветовому режиму.
Шаг 10
Я стараюсь фокусировать внимание зрителя на центральном элементе снимка. Для этого можно затемнить края кадра с помощью виньетки. Два способа создания виньетки рассматривались в главе 7. В данном случае я предпочел воспользоваться фильтром Lens Correction (Коррекция дисторсии) и отрегулировал параметры Amount (Эффект) и Midtone (Средняя точка) на вкладке Custom (Заказная).
Шаг 11
На иллюстрации к данному шагу показано изображение после затемнения краев. Обратите внимание на то, насколько более выразительным стал световой рисунок. Взгляд автоматически притягивается к самому яркому фрагменту снимка — скале на заднем плане.
Шаг 12
Пора заняться усилением резкости (это действие я обычно приберегаю на самый конец). Выполните команду Filter > Sharpen > Unsharp Mask (Фильтр > Усиление резкости > Контурная резкость) и задайте следующие параметры фильтра: Amount (Эффект) — 90%, Radius (Радиус) —1.3, Threshold (Изогелия) — 3. Такое усиление резкости окажется довольно существенным, но для подобного снимка (как и для большинства пейзажей) это вполне оправдано.
Шаг 13
Сразу после этого необходимо уменьшить цветовые искажения, выполнив команду Edit > Fade (Редактирование > Ослабить: Контурная резкость). В диалоговом окне Fade (Ослабить) в раскрывающемся списке Mode (Режим) поменяйте режим наложения на Luminosity (Яркость), чтобы усиление резкости коснулось только деталей изображения, но не цветов. Это позволяет избежать множества проблем. Я также уменьшил непрозрачность до 90%. Исходное и отредактированное изображения показаны на следующей странице. Поскольку мы довольно значительно осветлили тени и существенно повысили четкость, снимок стал немного напоминать HDR- изображение. Если хотите ослабить такой эффект, уменьшите четкость на шаге 5. А если, наоборот, эффект нужно усилить, выполните команду Image > Adjustments > Shadows/Highlights (Изображение > Коррекция > Тени/Света). Уменьшите значение параметра Amount (Эффект) в разделе Shadow (Тени) до отметки О и увеличьте значение параметра Midtone Contrast (Контрастность средних тонов) до отметки +25. Если последний ползунок не отображается, установите флажок Show More Options (Дополнительные параметры). В данном случае я этого не делал, просто посчитал нужным упомянуть о такой возможности. Так выглядит мой типичный рабочий процесс. Помните: все начинается с вопроса том, что нужно исправить на снимке. Как только вы сформулируете для себя ответ, найдите в книге прием, в котором описывается соответствующая настройка.