Фильтр Lighting Effects (Эффекты освещения) существует в Photoshop с незапамятных времен, но только в Photoshop CS6 он наконец подвергся качественным изменениям. По сути, он создает световой контур вокруг заданной области, позволяя имитировать различные схемы освещения.
Сначала фильтр затемняет весь снимок, а затем осветляет только выбранные участки. В версии CS6 интерфейс фильтра дополнился новыми интерактивными элементами, и теперь с ним стало интересно работать.
Шаг 1
Откройте фотографию, к которой требуется добавить эффект сценического освещения. В данном случае объект съемки освещен достаточно хорошо, но в помещении, где велась съемка, слишком много света, что снижает выразительность снимка. По правде говоря, я должен был сразу же выставить выдержку 1/200 или 1/250 с, но я забыл это сделать и теперь вынужден "выкручиваться"... Я всегда начинаю с дублирования фонового слоя (вскоре вы поймете, почему), так что в первую очередь нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+J>. Для того чтобы впоследствии можно было вернуться к настройкам фильтра, выполните команду Filter > Convert for Smart Filters (Фильтр > Преобразовать для смарт-фильтров). В результате верхний слой превратится в смарт-объект (в правом нижнем углу миниатюры слоя появится специальная пиктограмма), под которым будут отображаться все примененные к нему фильтры.
Шаг 2
Выполните команду Filter > Render > Lighting Effects (Фильтр > Рендеринг > Эффекты освещения). Панель инструментов будет скрыта (она пока не нужна), а в правой части рабочей области появятся две панели: Properties (Свойства), на которой задаются параметры эффектов освещения, и Lights (Светлые) с перечнем созданных источников света. Кроме того, на панели параметров появятся новые кнопки. Как видите, практически весь снимок оказался полностью затемнен, за исключением маленькой области, освещенной источником направленного света. Если все это кажется вам слишком сложным, можете выбрать готовую конфигурацию источника света из раскрывающегося списка Presets (Наборы) на панели параметров. Среди предлагаемых вариантов есть даже конфигурации с несколькими источниками. В данном случае использован вариант Default (По умолчанию). Отвлекитесь немного от процесса обработки за чтением интересных фактов из статьи "Тайшон Колкуитт биография http://hochu.ua/cat-dossier/article-52962-tayshon-kolkuitt/."
Шаг 3
Для имитации сценического освещения я предпочитаю использовать набор Flashlight (Фонарик), при котором создается точечный источник света, имеющий круглую форму, в отличие от широкой овальной формы направленного света. Чтобы переместить источник, щелкните в центре визира и перетащите его в нужную точку. Программа постоянно отображает маленькое окошко подсказки, в котором сообщается, какое действие можно выполнить в данный момент.
В процессе перемещения в этом окошке будет указано Move (Перемещение). В данном случае я навел визир на изображение девушки.
Шаг 4
Лицо девушки должно стать самым ярким фрагментом портрета, но по умолчанию на лицо падает слишком много света. К счастью, яркость света можно регулировать безо всяких ползунков. Для этого предназначено черно-белое кольцо вокруг центра визира. Щелкните на нем, и в окошке подсказки отобразится текст Intensity (Интенсивность) с указанием текущего уровня яркости. Чтобы уменьшить уровень яркости, вращайте визир против часовой стрелки. Нам необходимо, чтобы перепад освещенности был достаточно сильным и фигура девушки оказалась практически в полумраке.
Шаг 5
Свет от источника попадает не только на лицо девушки, но и на фон. Степень освещенности фона можно регулировать, меняя размер (масштаб) внешнего кольца визира (тонкая зеленая линия). Наведите указатель на эту линию, и она станет желтой, а в окошке подсказки отобразится текст Scale (Масштаб) с указанием текущего масштаба. Растяните или сожмите кольцо, чтобы изменить размер светового луча. Аналогичные манипуляции можно выполнять и с остальными типами источников света, хотя в случае направленного источника появляются дополнительные возможности: наружная линия предназначена для поворота, а белые маркеры — для масштабирования в разных направлениях (как показано на иллюстрации внизу).
Шаг 6
Для добавления дополнительных источников света щелкайте на кнопках с изображением различных источников на панели параметров. Нужная нам кнопка содержит изображение лампочки (она обведена на иллюстрации). Переместите новый источник на бетонную подставку, на которой сидит девушка, и уменьшите масштаб источника, пока он не станет совсем маленьким. Уменьшите также его интенсивность. Создайте еще один аналогичный источник, расположив его в районе лодыжки.
Совет: удаление источников света
Чтобы удалить источник света, щелкните на нем, а затем на панели Lights (Светлые) щелкните на кнопке с изображением мусорной корзины. Последний источник удалить не получится: хотя бы один источник должен существовать всегда.
Шаг 7
Все созданные источники перечислены на панели Lights (Светлые), подобно каналам. Их можно включать и отключать, щелкая на пиктограммах с изображением глаза.
Если хотите изменить тип источника, щелкните на нем, а затем выберите новый тип в раскрывающемся списке на панели Properties (Свойства). Поскольку мы еще не рассматривали третий тип источников света, попробуйте создать именно такой источник—Infinite Light (Бесконечный свет), скрыв остальные три источника на панели Lights. Источник данного типа всегда направлен к центру снимка, и его контроллер нельзя никуда переместить. Можно лишь изменить угол падения света, словно задавая положение солнца на небосклоне. Попробуйте щелкнуть на светлом круге в центре или на прозрачной области вокруг него и перетаскивать указатель мыши в разные стороны.
Вы увидите забавную трехмерную модель светового купола, напоминающую зонтик с ручкой-набалдашником, причем ручка указывает на положение мнимого солнца, представленного в виде белого кружка возле края рабочей области.
Шаг 8
На панели свойств доступен целый ряд элементов управления, с которыми стоит познакомиться поближе. 1. Чтобы изменить цвет источника, щелкните на палитре Color (Цвет) и выберите нужный цвет (как в данном случае, где я выбрал цвет мнимого солнца). 2. Ползунок Intensity (Интенсивность) играет ту же роль, что и регулирующее кольцо на визире. 3. Ползунок Hotspot (Центр освещенности) задает размер внутреннего эллипса для источника направленного света. 4. Палитра Colorize (Тонирование) позволяет задать цветовой оттенок для затененной области снимка (по умолчанию оттенок отсутствует). 5. Ползунок Exposure (Экспозиция) напоминает ползунок Highlights (Света) в Camera Raw. Если его приходится использовать, я обычно перетаскиваю его влево для ослабления светов. 6. Ползунок Ambience (Среда) регулирует степень затемненности остальной части снимка.
Шаг 9
7. Под ползунком Ambience находится раскрывающийся список Texture (Текстура), позволяющий дополнительно создать эффект текстуры в отдельных каналах(красном, зеленом и синем), причем степень текстурированности регулируется ползунком Height (Высота). Есть еще два ползунка, которые я почти не использую. Ползунок Gloss (Глянец) теоретически должен задавать степень блеска фотографии, но, как по мне, он больше регулирует контраст: чем дальше его перетаскивать, тем менее контрастным становится снимок. Ползунок Metallic (Металл) срабатывает, только когда на снимке имеется что-то металлическое или какая-нибудь отражательная поверхность.
В таком случае он усиливает степень отражения. После того как все параметры освещения будут заданы, щелкните на кнопке ОК панели параметров, чтобы применить эффект. Если нужно удалить часть эффекта, можете зарисовать маску фильтра или же дважды щелкнуть на строке Lighting Effects (Эффекты освещения), чтобы повторно вызвать фильтр и поменять его настройки.
Шаг 10
Глядя на представленное здесь изображение, можно заметить, что лицо девушки освещено достаточно ярко и контрастно. Это не так уж плохо, но если нужно, чтобы свет был не столь ярким и резким, достаточно выполнить всего пару щелчков мышью. Вот почему в самом начале я предложил создать копию фонового слоя — именно к ней применяется завершающее действие. Чтобы смягчить свет, поменяйте режим наложения слоя с Normal (Обычные) на Darken (Затемнение), в результате чего все контрастные переходы исчезнут и мы получим нужный эффект. И последнее: применяя эффект на отдельном слое, мы можем легко контролировать общую степень проявления эффекта. Если, к примеру, фон выглядит слишком темным, просто уменьшите непрозрачность слоя.