Раньше на своих интерактивных семинарах по Photoshop я отдельно рассказывал о семи правилах панорамной съемки, соблюдение которых позволяло программе успешно объединять исходные снимки для получения панорамного изображения. Но в последних версиях программы компания Adobe настолько улучшила функцию Photomerge, что теперь достаточно соблюдать лишь одно правило: фотографируйте с перекрытием кадров примерно на 20% (если, к примеру, вы фотографируете пустынный пейзаж слева направо, одна и та же скала на горизонте должна появиться с правого края первого снимка и с левого края второго снимка). Можно даже фотографировать с рук, и программа сумеет выровнять снимки.
Шаг 1
В первую очередь следует рассказать об одном профессиональном приеме, который не имеет отношения к Photoshop, но позволяет упростить создание панорамы. Прежде чем приступить к панорамной съемке, выставьте перед объективом указательный палец и сфотографируйте его. Затем сделайте серию панорамных снимков, а после финального кадра панорамы выставьте перед объективом два пальца и сделайте еще один снимок. В результате, когда вы откроете на панели Mini Bridge фотографии, снятые в тот день, среди сотен снимков вы легко найдете панорамные кадры. Фотография с одним пальцем будет означать начало панорамной серии, а с двумя — ее завершение. Это особенно удобно, если вы снимаете панораму в отпуске и к обработке приступите лишь спустя несколько недель. К тому моменту многие нюансы уже сотрутся из памяти, и без подобных напоминаний вы будете гадать: "О чем я думал, когда фотографировал непонятно что?" Такое неоднократно случалось со мной и моими друзьями, поэтому мы постоянно применяем данный метод, чтобы не забывать о панорамах. А теперь выделите на панели Mini Bridge все исходные снимки для панорамы, щелкнув на каждом из них при нажатой клавише <Ctrl>. Пока изображения открываются, можно почитать о том как купить страйкбол http://overtune.ru оборудование.
Шаг 2
Перед созданием панорамы следует учесть еще один нюанс. Если сразу открыть снимки в Photoshop и создать из них панораму, будет получено стандартное 8-битовое изображение (не RAW-файл). Вот почему я делаю ряд предварительных настроек в Camera Raw. Итак, выполните двойной щелчок на любом из выделенных файлов на панели Mini Bridge и откройте их в Camera Raw. Нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+A>, чтобы выделить все файлы (в таком случае любые изменения будут автоматически применяться ко всем изображениям). Увеличьте значение параметров Exposure (Экспонир) и Contrast (Контрастность) до уровня +0.10 и +39 соответственно и уменьшите значение параметра Highlights (Света) до отметки -66, чтобы улучшить проработку деталей в области неба, затем увеличьте значение параметра Shadows (Тени) до отметки +78, чтобы получить больше деталей в тенях, и, наконец, перетащите ползунки Clarity (Четкость) и Vibrance (Красочность) к отметкам +81 и +24 соответственно. Щелкните не на кнопке Open Images (Открыть изображения), а на кнопке Done (Готово).
Шаг 3
Вернувшись к панели Mini Bridge, вы увидите, что ко всем миниатюрам обработанных фотографий добавился круглый значок, обозначающий корректировку в Camera Raw. Убедитесь в том, что нужные фотографии по-прежнему выделены, щелкните правой кнопкой мыши на любой из миниатюр и выберите из контекстного меню команду Photoshop > Photomerge. Примечание: если изображения открыты в Photoshop, выполните команду File > Automate > Photomerge (Файл > Автоматизация > Photomerge). В обоих случаях будет открыто одно и то же окно, просто я предпочитаю более быстрый способ.
Шаг 4
В появившемся диалоговом окне Photomerge выбранные файлы будут перечислены в списке Source Files (Исходные файлы). (Примечание: если открывать файлы из Photoshop, список окажется пустым, и придется щелкнуть на кнопке Add Open Files (Добавить открытые файлы).) Раздел Layout (Макет) мы рассмотрим ниже, а сейчас поговорим о флажках, доступных под списком файлов. Флажок Blend Images Together (Наложение изображений) должен быть установлен. Два других флажка могут понадобиться в зависимости от того, как были сделаны панорамные снимки: 1) если на снимках наблюдается виньетирование (затемнения по краям), установите флажок Vignette Removal (Удаление виньетирования), чтобы программа попыталась устранить нежелательный эффект (на создание панорамы уйдет чуть больше времени); 2) если съемка велась объективом Nikon, Sigma или Canon типа "рыбий глаз", установите флажок Geometric Distortion Correction (Коррекция геометрического искажения), чтобы устранить дисторсию.
Шаг 5
В списке Layout (Макет) в левой части диалогового окна по умолчанию выбран вариант Auto (Авто), который позволяет получить стандартную широкоформатную панораму. Остальные пять вариантов — Perspective (Перспектива), Cylindrical (Цилиндр), Spherical (Сферическая), Collage (Коллаж) и Reposition (Перемещение) — позволяют создавать достаточно причудливые панорамы, которые мало напоминают то, что мы обычно хотим увидеть. Лучше остановиться на стандартном варианте Auto. Щелкните на кнопке ОК, и спустя пару минут (в зависимости от того, сколько исходных снимков было сделано) программа аккуратно объединит все снимки, выдав прекрасную панораму. На панели Layers (Слои) можно увидеть, какие маски слоев были при этом созданы.
Шаг 6
Для идеальной "стыковки" снимков программе приходится смещать их относительно друг друга, и в результате по краям панорамы образуются небольшие пустоты. Полученное изображение придется кадрировать, чтобы избавиться от всего лишнего. К счастью, эта процедура отнимает не более 10 секунд. Нажмите клавишу <C> для выбора инструмента Crop (Рамка) и перетащите ограничительные маркеры так, чтобы убрать боковые пустоты, как показано на иллюстрации. Не беспокойтесь о пустых уголках — от них мы сейчас избавимся.
Шаг 7
После нажатия клавиши <Enter> (<Return>) изображение будет кадрировано, но останутся пустоты по всем четырем углам. Перейдите к панели Layers (Слои) и в раскрывающемся меню выберите команду Merge Visible (Объединить видимые), чтобы объединить все слои, оставив фон прозрачным. Активизируйте инструмент Magic Wand (Волшебная палочка), щелкните в левом верхнем углу изображения, а затем, удерживая нажатой клавишу <Shift>, поочередно щелкните в остальных углах (удерживание клавиши <Shift> позволяет расширить текущее выделение). Нам необходимо выполнить заливку с учетом содержимого, а для этого важно расширить выделение на 4 пикселя. Выполните команду Select > Modify > Expand (Выделение > Модификация > Расширить), в появившемся диалоговом окне введите 4 и щелкните на кнопке ОК.
Шаг 8
Далее выполните команду Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку). В появившемся диалоговом окне выберите в списке Use (Использовать) вариант Content- Aware (С учетом содержимого), щелкните на кнопке ОК, откиньтесь на спинку стула и приготовьтесь к чуду. Спустя какое-то время пустоты будут корректно заполнены. Бывают случаи, когда программе не удается справиться с задачей. Тогда приходится все отменять и идти другим путем. Но на пейзажных фотографиях, которые по своей природе содержат множество деталей, обычно все проходит гладко. Нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+D>, чтобы отменить выделение.
Шаг 9
Остались завершающие штрихи.
На мой взгляд, имеет смысл создать эффект нейтрально-серого градиентного фильтра, чтобы затемнить изображение неба (подобно тому, как это делалось в Camera Raw в главе 4). В Photoshop это легко сделать. В нижней части панели Layers (Слои) выберите в меню кнопки Create New Adjustment Layer (Создает новый корректирующий слой...) вариант Gradient (Градиент). В появившемся диалоговом окне установите флажок Inverse (Инверсия), чтобы получить затемнение неба, а не переднего плана, и щелкните на образце градиента для вызова редактора градиентов. В списке Presets (Наборы) щелкните на последнем образце — это нужный нам градиент Neutral Density (Нейтральная плотность). Чтобы отрегулировать степень распространения градиента, перетащите белую контрольную точку непрозрачности (она обведена на иллюстрации) влево. Чем дальше перемещать маркер, тем короче получится градиент. Я обычно распространяю его на четверть или треть изображения неба. Дважды подряд щелкните на кнопке ОК, а затем на панели слоев поменяйте режим наложения созданного слоя на Overlay (Перекрытие).
Шаг 10
Чтобы улучшить яркость цветов панорамы, сохраните файл в формате JPEG, TIFF или PSD, откройте его в Camera Raw и отрегулируйте значение параметра Vibrance (Красочность). Но если такой путь кажется вам слишком сложным, есть альтернатива. Нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+E>, чтобы объединить оба слоя, и выполните команду Image > Mode > Lab Color (Изображение > Режим > Lab) для временного перехода в цветовой режим Lab. Затем выполните команду Image > Apply Image (Изображение > Внешний канал) и поменяйте в раскрывающемся списке Blending (Наложение) режим наложения на Soft Light (Мягкий свет), чтобы усилить контраст снимка.
После этого в раскрывающемся списке Channel (Канал) последовательно переключайте каналы Lab, a и b, чтобы выяснить, в каком из них изображение выглядит лучше всего (в данном случае я выбрал канал a). Подобрав оптимальный вариант, щелкните на кнопке OK и выполните команду Image > Mode > RGB Color (Изображение > Режим > RGB). Осталось усилить резкость снимка. Выполните команду Filter > Sharpen > Unsharp Mask (Фильтр > Усиление резкости > Контурная резкость) и задайте параметры умеренного усиления резкости: Amount (Эффект) — 120, Radius (Радиус) — 1.2, Threshold (Изогелия) — 3. Щелкните на кнопке OK, чтобы получить финальный результат.