В CS4 и более ранних версиях Photoshop при использовании инструментов Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) приходилось пускать в ход разные хитрости (создавать специальные слои, менять режимы наложения и т.п.). А все потому, что эти инструменты были, прямо скажем, далеки от идеала (очень далеки). К счастью, в Photoshop CS5 инструменты претерпели серьезные изменения, и проблема исчезла. Теперь с их помощью можно осветлять и затемнять различные фрагменты снимков совершенно безопасно.
Шаг 1
Прежде чем начать новый проект, хочу прояснить ситуацию: обычно я выполняю подобные действия в Camera Raw с помощью инструмента Adjustment Brush (Корректирующая кисть) и ползунка Exposure (Экспонир). Но если вы уже редактируете снимок в Photoshop и не хотите возвращаться в Camera Raw, можете воспользоваться имеющимися инструментами. На представленной здесь фотографии баланс цветов немного нарушен. Я хочу привлечь внимание зрителя к гондоле на переднем плане, однако самым ярким элементом снимка (притягивающим основное внимание) является здание в левом верхнем углу. По сути, почти весь передний план оказался в тени, поэтому в первую очередь нужно осветлить гондолу, а затем — здания и тротуар в правой части снимка. После этого нужно затемнить здания по левую сторону канала, а также небо. Другими словами, мы меняем весь световой рисунок фотографии. Лучше не применять инструменты Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель) к исходному снимку, поэтому нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+J>, чтобы продублировать фоновый слой.
В таком случае, если конечный результат нам не понравится, можно будет снизить степень проявления эффекта (уменьшив непрозрачность слоя) или вообще отменить его, удалив слой.
Шаг 2
Нажмите клавишу <O>, чтобы выбрать инструмент Dodge (Осветлитель), и зарисуйте те фрагменты, которые требуется осветлить (в данном примере я начал с гондолы — на ней виден указатель инструмента). В ходе зарисовки не отпускайте левую кнопку мыши. Это связано с тем, что действие инструментов Dodge и Burn суммируется, т.е. мазки кистью накладываются друг на друга и степень эффекта усиливается.
Шаг 3
Отпустите левую кнопку мыши и зарисуйте гондолу еще раз. Вы увидите, что она становится ярче. Помните: пока вы удерживаете левую кнопку мыши, вы рисуете кистью одинаковой яркости, но стоит отпустить кнопку мыши, и новые мазки начнут усиливать действие предыдущих (это напоминает полировку серебряного подноса — чем больше его полируешь, тем ярче он становится). Посмотрите, насколько ярче стала гондола по сравнению с исходным изображением, показанным на иллюстрации к шагу 1. Теперь перейдем к зданиям справа и тротуару.
Шаг 4
Зарисуйте здания и тротуар с помощью инструмента Dodge (Осветлитель), удерживая кнопку мыши нажатой, чтобы применить одинаковую степень яркости — советуют фотографы Харькова. Затем отпустите кнопку мыши и повторно зарисуйте только оранжевое здание справа (оно слишком темное, поэтому его нужно осветлить сильнее, чем остальные дома). Прежде чем приступить к затемнению зданий в левой части снимка, обратите внимание на панель параметров инструмента Dodge. В раскрывающемся списке Range (Диапазон) выбрано значение Midtones (Средние тона). Это означает, что мы осветляли снимок лишь в диапазоне средних тонов (чаще всего я именно так и работаю). Если же вы хотите, чтобы действие инструмента распространялось только на тени или света, выберите вариант Shadow (Тени) или Highlight (Подсветка). Значение 50% для параметра Exposure (Экспонир) хорошо подходит для подобных снимков, но если я редактирую портрет, то стараюсь вносить более незаметные изменения и поэтому уменьшаю значение параметра до 10% или 15%.
Шаг 5
Перейдем к затемнению фрагментов снимка. В первую очередь нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+J>, чтобы создать копию верхнего слоя. На данном этапе у нас три слоя: исходный снимок (фон), осветленный слой (я переименовал его в Dodge Layer для наглядности) и его копия, на которой мы будем выполнять затемнение (я назвал его Burn Layer). Когда редактирование выполняется на отдельных слоях, можно уменьшить степень проявления любого эффекта, понизив непрозрачность слоя, на котором он создан, или же вообще удалить эффект, сохранив все нижележащие слои эффектов нетронутыми. Теперь воспользуйтесь инструментом Burn (Затемнитель) и зарисуйте здания в левой части снимка. Затемнение этих областей позволяет переключить внимание зрителя на гондолу. Так осуществляется рисование светом.
Шаг 6
Имеет также смысл немного затемнить небо. Главное — помните: удерживайте кнопку мыши нажатой в ходе зарисовки, чтобы не получить участки неба с разной степенью плотности. И еще один нюанс: на панели параметров установлен флажок Protect Tones (Защитить тона). Он позволяет сохранить цвет редактируемой области, чтобы она становилась просто светлее или темнее, но не меняла цветовую насыщенность. Я оставляю этот флажок установленным всегда, а не только при редактировании портретов (когда он особенно полезен). Ниже показаны исходная и отредактированная фотографии. Хочу отметить, что обычно я очень осторожно применяю описанные эффекты, но в данном случае я хотел получить более выразительный снимок, чтобы продемонстрировать работу инструментов Dodge (Осветлитель) и Burn (Затемнитель).