С самого выпуска камеры Canonflex в 1959м, которая была оборудована прикрепляющимся экспонометром, зеркальные камеры Canon были в авангарде, и компания никогда не боялась экспериментировать с новыми технологиями.
Давайте посмотрим, какие нововведения в серии EOS не выдержали проверку временем.
В расцвете инновационного мышления, в 1978м появилась камера-бестселлер, A-1 - самая первая камера, которая могла похвастать не только режимами съёмки с приоритетом диафрагмы и выдержки, но и видоискателем со светодиодным дисплеем.
После расцвета наступил настоящий прорыв - появилась камера T90. В 1986м году её футуристический вид был необычайно соблазнительным. А в 1987м фотомир испытал настоящий шок - появилась система EOS, начавшаяся с EOS 650. В наши дни байонет EF - вполне обычное явление, но в конце 80х свершилась настоящая революция. До этого ни у одной зеркальной 35мм камеры не было полностью электронного байонета без механики между объективом и самой камерой.
Со временем эволюция системы EOS продолжалась. Шли годы, появлялись новые технологии, которые в наше время воспринимаются фотографами как совершенно стандартные. К примеру, вездесущее колесо выбора режима съёмки появилось впервые в EOS 750 и 850, встроенная вспышка появилась в EOS 750, система многоточечной фокусировки впервые увидела свет в EOS 10, а система управления глазом была представлена вместе с EOS 5.
Объективы, конечно, тоже не остались без новшеств. Впервые именно в объективах Canon фокусировочный мотор был встроен в сам объектив, а не в камеру. Ещё один мотор в объективе используется для управления диафрагмой.
Объективы с системой стабилизации изображения - ещё одна инновация Canon. Гироскопы чутко реагируют на перемещение камеры и "плавающий" элемент объектива двигается, чтобы изображение оставалось неподвижным на плёнке.
Не так давно Canon объявила об изобретении многослойного дифракционного оптического элемента (Multi-layer Diffractive Optical Element), который позволил удешевить некоторые объективы, а также сделать их более лёгкими.
Как бы то ни было, в большом списке инноваций есть и такие, которые были реализованы всего в одной-двух моделях камер EOS, после чего самоликвидировались. Кто сейчас вспомнит о переворачивающемся колесе выбора режима съёмки в EOS 700 или о музыкальном таймере в EOS 1000N и 1000FN ?
Это всего лишь пара идей, которые были разработаны Canon, но не получили дальнейшего развития. Наверняка эти решения были приняты по основательным техническим или экономическим причинам, но важно не это. Смысл в том, что Canon постоянно ищет новые способы улучшения камер и не боится идти нестандартными путями. Успешные идеи становятся стандартом в новых моделях, а те идеи, с которыми не вышло, становятся интересными "изюминками", о которых всегда приятно вспомнить.
ВАРИОБЪЕКТИВ С МОТОРОМ (1990, EOS 700)
![]() |
Эта камера продавалась в комплекте со стандартным объективом, обладающим уникальным свойством. EF 35-80мм f/4-5.6 PZ имел встроенный электромотор трансфокатора. Вместо того, чтобы для изменения фокусного расстояния двигать или вращать кольцо, нужно было просто нажать одну из двух кнопок на боку объектива. |
Для компакт-камер и камкордеров это совершенно обычная функция, но с тех пор она ни разу не появилась в объективах серии EF, хоть теоретически они на это и рассчитаны. Видимо, это потому, что на самом деле и быстрее, и проще изменять фокусное расстояние вручную. Не говоря о том, что моторизованный трансфокатор (у которого нет ручного режима работы) является самой тяжёлой нагрузкой на батарею камеры.
ПЕРЕВОРАЧИВАЮЩЕЕСЯ КОЛЕСО (1990, EOS 700)
Колесо выбора режимов, появившееся в EOS 750 и 850 в 1988м, стало настоящей "визиткой" камер EOS. С его помощью можно быстро и просто переключаться между режимами съёмки. Кроме того, в некоторых камерах оно также служит для включения и выключения.
![]() |
Однако, в 1990м с выходом EOS 700 Canon представила необычную разновидность колеса выбора режимов. Уникальность колеса этой камеры была в том, что внутри него была специальная вставка. Колесо можно было отвинтить и перевернуть, после чего работа с камерой приобретала совершенно иной характер. С одной стороны колеса был обычный набор автоматических сюжетных режимов съёмки (PIC), а также полностью автоматический режим и режим приоритета глубины резкости. Другими словами, EOS 700 была простой камерой для новичков. |
Однако в перевёрнутом состоянии на колесе была шкала значений выдержки, так что камера сразу превращалась в гибкий инструмент для опытного фотографа.
Canon пошла на этот шаг из-за того, что у EOS 700 не было жидкокристаллической панели, на которой можно было бы отобразить значение выдержки, а проектировщики не хотели перегружать камеру дополнительными органами управления. Вместо этого они сделали так, что одно колесо стало служить двум разным целям.
Впрочем, была и проблема - слишком легко было потерять и специальную вставку, и крепящий винт, хоть на складах Canon и была замена. Да и не совсем просто было постоянно менять сторону колеса, чтобы переключиться из режима приоритета выдержки в другой режим.
В наше время в камерах EOS режим съёмки (к примеру, приоритет выдержки) выбирается всё тем же колесом, а само значение выдержки вводится колесом ввода параметров (Input Dial). Выбранная выдержка показывается как на жидкокристаллическом дисплее, так и в видоискателе.
Ещё один сомнительный момент в том, что EOS 700 не показывает устанавливаемое значение диафрагмы, что уменьшает пользу от режима приоритета выдержки.
ШТРИХ-КОДЫ (1990-91, EOS 10 И 100)
Наверняка было бы классно показать вашей камере EOS профессионально сделанную фотографию и сказать "хочу такую же" !
![]() |
Практически именно это и можно было сделать с помощью системы штрих-кодов, появившейся в EOS 10 в 1990м, а потом годом позже использовавшейся в EOS 100 (если очень строго подходить к вопросу, то это уже получается двухразовое чудо). |
Идея, конечно, была неплохой. Нужно было пролистать прилагающуюся книжку с различными типами фотографий и найти ту, которая была больше всех похожа на ваш сюжет. Далее нужно было провести сканером по штрих-коду, располагавшемуся на этой странице, а потом приложить сканер к боку камеры для передачи кода. Далее камера сама устанавливала правильную выдержку, диафрагму, компенсацию экспозиции и вспышки для получения такого же снимка. Чудо-книжка была насыщена дополнительными советами по выбору фокусного расстояния, чувствительности плёнки, и т.д.
Таскать с собой повсюду книжку со сканером было довольно неудобно, да и научить в 1990м людей пользоваться штрих-кодами было непросто. И, само собой, никогда нельзя было самому понять, какие же параметры установит камера (несмотря на то, что в своё время отдельно выпускались расшифровки штрих-кодов). Большинство фотографов предпочитало пользоваться простыми в обращении PIC-режимами, либо творческой зоной.
ПОЛНОСТЬЮ АВТОМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ (1998, EOS 750 И 850)
![]() |
В камерах EOS 750 и 850 были лишь два режима съёмки - Full Auto (полный автомат) и DEP (глубина резкости). Соответственно, они были единственными камерами EOS, работающими только "на полном автомате". Камеры были одинаковы за исключением того, что в чуть более дорогой EOS 750 была встроенная вспышка (кстати, это была первая камера EOS со встроенной вспышкой). |
Камеры так и не стали популярны. Покупатели считали, что для полностью автоматической съёмки им будет достаточно купить компакт-камеру, а те, кто хотел "зеркалку", хотели иметь возможность вмешаться в процесс, хоть и снимали большую часть времени в автоматическом режиме. EOS 850 была особенно непопулярна - кому нужна полностью автоматическая камера без встроенной вспышки ?
Камера EOS 5000 тоже в определённом смысле была автоматической - в ней не было ручного режима, хотя и можно было изменять параметры съёмки в режиме приоритета выдержки.
В наши дни даже самые недорогие камеры - к примеру, EOS 3000 - предлагают завидный выбор режимов съёмки, включая и ручной режим.
ТЕХНО-ЗАДНИК TECHNICAL BACK E (1987, EOS 600, 620, 650, RT)
Во всех ранних камерах EOS поменять задник можно было совершенно стандартным образом. Одним из вариантов был задник Quartz Date Back E, который печатал на плёнке дату, время, четыре цифры порядкового номера кадра, либо любые шесть цифр - прямо в правом нижнем углу кадра. Функция была практически такой же, как и в камерах с индексом QD (Quartz Date), которые появились позднее.
Тем не менее, наиболее интересным аксессуаром был Техно-задник. Это мощное устройство позволяло не только печатать дату и время на фотографии, но и значения выдержки, диафрагмы, режим съёмки (кроме EOS 620), а также любой 4х-значный код по вашему выбору. Дополнительная клавиатура Keyboard Unit E позволяла впечатывать в кадр текстовые строки до 30 символов.
В чудо-устройстве был таймер спуска затвора, таймер задержки между кадрами в режиме автоматической съёмки, а также таймер для очень длительных выдержек. За один раз можно было сделать до 9 экспозиций, и можно было запрограммировать таймер на 99 срабатываний.
В заднике была реализована функция автоматического брекетинга экспозиции (AEB), которая позволяла делать до 9 кадров с шагом от 0.25 до 2 ступеней.
У задника была уникальная возможность вносить изменения в программный (P) режим работы камеры и создавать свои собственные режимы съёмки для особых ситуаций.
Ну и, чтобы совсем добить фотографов (в 1987г), задник можно было подключать к компьютеру. Из него можно было выкачать всю информацию о сделанных кадрах (примерно так, как это делается в EOS 1V).
Интересным отличием Техно-задника от всех остальных было то, что он не впечатывал информацию в кадры в момент съёмки. Напротив, он делал это уже в самом конце, когда плёнка сматывалась в катушку. Таким образом, до самого последнего кадра можно было ещё внести изменения во впечатываемую информацию.
Камера EOS 1V вместе с программой EOS Link имеет большое количество возможностей, но даже у неё нет такого разнообразия функций, как в Техно-заднике, который уже не выпускается.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РУЧНАЯ ФОКУСИРОВКА (1991, EF-M)
![]() |
Возможно, одной из самых сильных функций линейки EOS является невероятно быстрая система автофокусировки, являющаяся предметом зависти других производителей. Принимая это во внимание, несколько непонятно, зачем Canon понадобилось выпускать камеру, на которую можно было ставить объективы серии EF, но в которой не было автофокусировки. |
Тем не менее, в 1991г такая камера была выпущена и назвали её EF-M. Она базировалась на 1000й серии, продававшейся "на ура", но камеру лишили сенсора автофокусировки и LCD-дисплея. Объектив нужно было фокусировать ручным поворотом кольца.
Идея состояла в том, что EF-M была бы дешёвой, простой в использовании камерой, с которой можно было бы использовать линейку объективов EF. Однако, из-за того, что многие объективы того времени были рассчитаны на автофосировку, их ручная фокусировка была довольно неудобна. Кроме того, за счёт такого урезания функций экономилось не так уж и много денег, и про EF-M потихоньку забыли.
РЕЖИМ СОФТ-ФОКУСА (1992, EOS 1000N И 1000FN)
![]() |
Сама по себе функция софт-фокуса далеко не нова. С самых первых дней фотографии люди могли пользоваться специальными объективами, либо можно было применять диффузионные фильтры для достижения примерно того же эффекта. |
Как бы то ни было, режим Soft Focus в камерах EOS 1000N и 1000FN был уникален тем, что не полагался на существующие технологии получения софт-фокусного эффекта. Напротив, система автофокусировки камеры использовалась таким образом, что на одном кадре делались две экспозиции - одна в точном фокусе, а вторая - слегка расфокусированно. У этой функции был переключатель с цифрами 1 и 2 - соответственно силе применяемого эффекта.
Получившийся кадр должен был (по крайней мере, теоретически) иметь небольшой софт-фокусный эффект. В действительности же, впрочем, результаты, выдаваемые камерой, были довольно нестабильны, если не сказать хуже. Для работы требовался объектив с фокусным расстоянием примерно 80мм и камеру нужно было держать на штативе, чтобы она не перемещалась между этими двумя экспозициями, иначе фотография получалась крайне нерезкой. По той же причине требовалось, чтобы объект съёмки был абсолютно неподвижен.
В итоге получается, что намного проще и лучше использовать хотя бы софт-фокусный фильтр, ну а некоторые даже натягивают тонкий чулок на объектив для получения аналогичного эффекта.
РЕЖИМ ОБНАРУЖЕНИЯ ТРЯСКИ КАМЕРЫ (1990, EOS 10)
![]() |
Во многих моделях камер EOS предусмотрена функция предупреждения о возможных последствиях эффекта тряски камеры. Камера проверяет фокусное расстояние и выдержку, после чего даёт знать (с помощью предупреждения в видоискателе), что возможные последствия эффекта тряски камеры могут негативно сказаться на вашей фотографии. Она вычисляет всё это простым приближённым подсчётом - чтобы сделать фотографию с рук, необходимо, чтобы значение выдержки было не больше обратного значения фокусного расстояния. К примеру, если вы снимаете объективом 200мм, то выдержка должна быть 1/200с или короче. |
Но камера EOS 10 пошла ещё дальше - в ней был режим Camera Shake Alert, устанавливаемый на основном колесе. При выборе этого режима две внешние точки фокусировки переключались в режим обнаружения движения, и камера сама подбирала подходящую выдержку, используя вышеупомянутое правило. В этом режиме камера не корректировала выдержку в зависимости от силы тряски и перемещений камеры, а просто мигала индикатором в видоискателе, если чувствовала, что из-за тряски могут быть проблемы.
Этот режим практически никогда не использовался профессионалами по трём основным причинам. Во-первых, он отключал уникальную для того времени многоточечную фокусировку EOS 10, и для фокусировки можно было использовать только центральную точку. Во-вторых, в этом режиме нельзя было включить ручную или AI Servo фокусировку. И, видимо, самая важная причина - не так уж и много людей в принципе могло понять, что это вообще за режим и как он работает !
В настоящее время, когда многоточечная фокусировка в большинстве камер EOS работает уже с 5 и более точками (до невероятной цифры в 45 точек в EOS 3 и EOS 1V), возможно, пришло время вернуть эту функцию в современные камеры. Проблема тряски камеры всё ещё портит жизнь многим фотографам, а от помощи отказываться ни к чему.
С другой стороны, так как уже довольно давно есть объективы со стабилизацией изображения, эта функция нужна уже не так сильно.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЙМЕР (1992, EOS 1000N И 1000FN)
Во всех камерах EOS есть встроенный таймер, позволяющий вам сняться самому - либо сделать собственный портрет, либо (что чаще) вместе с друзьями или семьёй. Чтобы вы знали, что таймер включён и работает, камера обычно "пикает" в течение 10 секунд по мере того, как таймер ведёт свой обратный отсчёт.
![]() |
Однако, камеры EOS 1000N и 1000FN решили вознести технологию таймера на новые высоты. Они были оборудованы музыкальным таймером ! Вместо старого скучного писка камера играла мелодию, пока вы ожидали спуска затвора. Более того, был выбор из трёх композиций - Вивальди ("Времена года", а точнее - "Весна"), "Турецкий марш" Бетховена, а также менуэт Баха. Ну и, конечно, можно было переключиться на старый скучный писк, либо выключить сигнал вообще. |
Музыкальному таймеру не было суждено появиться в следующих моделях EOS - в конце концов, нельзя было отрицать тот факт, что это была просто диковинка без особой практической ценности, разве что, наверное, она заставляла людей улыбаться.