Несмотря на то что в Photoshop имеется корректирующий слой Black & White (Черно-белое), я никогда его не использую, потому что он работает ужасно (и я не знаю никого, кто использовал бы его). Гораздо удобнее осуществлять преобразование в ч/б в Camera Raw, где все выполняется быстрее и результат получается на порядок лучше. Главное — не поддаваться соблазну работать на панели HSL/Grayscale (HSL/Градации серого), которая является тайным агентом корректирующего слоя Black & White, прокравшимся в Camera Raw, чтобы пугать новичков.
Шаг 1
Для начала откройте цветную фотографию в Camera Raw. Преобразование цветного изображения в черно-белое выполняется предельно просто: перейдите к панели HSL/ Grayscale (HSL/Градации серого), кнопка которой является четвертой справа, и установите флажок Convert to Grayscale (Преобразовать в градации серого) в верхней части панели. Больше ничего не нужно делать (поверьте мне на слово). В данном случае я лишь внес две дополнительные корректировки, не связанные с преобразованием в ч/б: 1) выровнял снимок с помощью инструмента Straighten (Выпрямление); 2) устранил вертикальную дисторсию на панели Lens Correction (Коррекция дисторсии).
Шаг 2
После установки флажка Convert to Grayscale (Преобразовать в градации серого) изображение выглядит слишком тусклым, но не бросайтесь сразу же перетаскивать всевозможные ползунки, доступные на панели HSL/Grayscale (HSL/Градации серого). Снимок уже стал черно-белым, поэтому настройка цветовых ползунков в данном случае сродни блужданию в потемках. Мой вам совет: забудьте об этой панели как можно быстрее. Позвольте своему гадкому утенку превратиться в прекрасного лебедя, устремляющего свои белоснежные крылья в заветную черно-белую даль. (Как вам полет моей фантазии? При съемке в ч/б начинаешь смотреть на мир совсем другими глазами...)
Шаг 3
Когда в разговоре с профессиональным фотографом речь заходит о черно-белой фотографии, неизбежно поднимается тема повышенного контраста. Поэтому главное в данном случае — добавить как можно больше контрастности, т.е. сделать светлые фрагменты изображения еще светлее, а темные — еще темнее. В версии CS6 задача существенно упростилась, потому что на панели Basic (Основной) теперь доступны ползунки Blacks (Затемнение) и Whites (Белые), не говоря уже о ползунке Contrast (Контрастность), работа которого значительно улучшилась. Обычно начинать приходится с ползунка Exposure (Экспонир), но на нашей фотографии средние тона выглядят хорошо.
При желании можете переместить ползунок немного влево, чтобы чуть затемнить снимок, но я бы оставил все как есть. Нам нужно повысить контрастность, так что перетащите ползунок Contrast подальше вправо (я остановился на отметке +63). Снимок стал поинтереснее, но до шедевра еще далеко.
Шаг 4
Теперь перейдем к настройке светов и теней. Перетащите ползунок Whites (Белые) как можно дальше вправо, пока не появится предупреждение о потере светов (т.е. пока треугольник в правом верхнем углу гистограммы не станет белым). Как только это произойдет, сдвиньте ползунок немного левее, чтобы предупреждающий треугольник снова стал темным. В данном случае я перетащил ползунок к отметке +43. Затем перетащите ползунок Blacks (Затемнение) влево, пока изображение не начнет выглядеть достаточно контрастным (я остановился на отметке -59). Результат уже впечатляет, но мы еще не закончили.
Шаг 5
Внутренние своды арок выглядят темными, поэтому перетащите ползунок Shadows (Тени) вправо, чтобы осветлить их (я остановился на отметке +41). После этого нужно увеличить значение параметра Clarity (Четкость), чтобы добавить контраст в средних тонах, а заодно сделать снимок более резким и ярким (в данном случае я перетащил ползунок к отметке +58). Теперь небо выглядит полностью белым, поэтому нужно уменьшить яркость светов, перетащив ползунок Highlights (Света) влево (я остановился на отметке -43). Если вам кажется, что дополнительный контраст по-прежнему не помешает (я, по крайней мере, считаю именно так), перейдите к панели Tone Curve (Тоновая кривая) и на вкладке Point (Точечная) выберите в раскрывающемся списке Curve (Кривая) вариант Strong Contrast (Сильный контраст). В случае, если контраст оказался чрезмерным, переключитесь на вариант Medium Contrast (Средний контраст).
Шаг 6
Для этой фотографии характерна специфическая проблема: башни слева и справа выглядят немного размытыми. Нажмите клавишу <К>, чтобы выбрать инструмент Adjustment Brush (Корректирующая кисть), щелкните на кнопке со знаком "плюс" справа от ползунка Contrast (Контрастность), чтобы обнулить остальные ползунки, и немного увеличьте контрастность. Затем перетащите ползунок Shadows (Тени) влево и зарисуйте области башен, как показано на иллюстрации. Исходное и отредактированное изображения показаны на следующей странице. Разница, как говорится, очевидна.