В предыдущих версиях Camera Raw были доступны лишь некоторые параметры коррекции дисторсии, но теперь многие стандартные дефекты объектива можно исправлять автоматически. Это достигается благодаря считыванию метаданных файла (в них указывается модель камеры и объектива, которыми был сделан снимок) и применению готовых профилей. Все выполняется чрезвычайно быстро и требует установки буквально одного флажка, но что делать, если для вашего фотоаппарата или объектива нет профилей, либо в изображении отсутствуют метаданные, либо применяемый профиль вас не устраивает? Ответы на эти вопросы будут даны ниже.
Шаг 1
Откройте изображение с дисторсией в Camera Raw. Опытные пользователи Photoshop знают, что в меню Filter (Фильтр) есть фильтр Lens Correction (Коррекция дисторсии), который по своим возможностям практически не уступает аналогичной функции Camera Raw. Но лучше выполнять подобные преобразования именно в Camera Raw по двум причинам. Во-первых, будет сохранено исходное изображение, а во-вторых, в Camera Raw все происходит значительно быстрее. Поэтому я предпочитаю исправлять дисторсию именно в Camera Raw, а не в Photoshop.
Шаг 2
Перейдите к панели Lens Corrections (Коррекция дисторсии), пиктограмма которой является пятой справа, и на вкладке Profile (Профиль) установите флажок Enable Lens Profile Corrections (Разрешить коррекцию профиля объектива). Вот и все! Шансы на то, что проблема будет устранена, очень велики. А все потому, что, как я уже упоминал, программа считывает метаданные снимка, определяя тип фотоаппарата и объектива, которые использовались при съемке, а затем находит в своей базе данных соответствующий профиль и применяет его для коррекции изображения. Если нужного профиля в базе данных не окажется, предупреждение об этом выводится в нижней части панели, как будет показано на иллюстрации к следующему шагу. Единственное уточнение: если я снимаю объективом типа "рыбий глаз", то обычно немного уменьшаю степень коррекции, перетаскивая ползунок Distortion (Искажение) чуть влево.
Вся Европа как на ладони - замечательные фотографии европейских городов и достопримечательностей представлены на сайте http://www.pxpx.ru/
Шаг 3
Что же делать в том случае, если для снимка не найден профиль или метаданные отсутствуют (например, требуется обработать отсканированное изображение или файл, скопированный из другого документа)? Взгляните на показанную здесь иллюстрацию. Модулю Camera Raw не удалось найти профиль для данного изображения, поэтому в раскрывающемся списке Маке (Производитель) в разделе Lens Profile (Профиль объектива) выбрано значение None (Нет). При этом раскрывающиеся списки Model (Модель) и Profile (Профиль) неактивны. Вам просто нужно подсказать программе, какое оборудование использовалось при съемке (если это известно), или, на худой конец, выбрать тип оборудования наугад.
Шаг 4
Я снимаю фотоаппаратами Nikon, поэтому точно могу сказать, что данная фотография была сделана камерой именно этого производителя. Поэтому в поле Маке (Производитель) я выбрал значение Nikon, и программа сразу же предложила вариант соответствующего объектива. Не факт, что подобная догадка окажется правильной, поэтому в списке Model (Модель) доступно несколько моделей объективов. Попробуйте различные варианты и посмотрите, какой из них лучше подходит.
(В принципе программа редко ошибается с выбором оптимального варианта. Но иногда бывает так, что я получаю лучшие результаты, когда выбираю совсем не тот объектив, которым сделал снимок.) В данном случае я указал объектив Fisheye-Nikkor 10.5mm.
Шаг 5
Предыдущие снимки были сделаны объективом "рыбий глаз" с фокусным расстоянием 10,5 мм. Теперь рассмотрим ситуацию, в которой дисторсия настолько сильна, что встроенного профиля недостаточно для коррекции изображения. Кажется, будто здание и башня на снимке "заваливаются" к центру, особенно башня, которая слишком наклонена вправо. Подобная проблема типична для фотоаппаратов с полноразмерной матрицей при съемке широкоугольным объективом (в данном случае использовался объектив 28-300 мм с фокусным расстоянием 28 мм). Здесь проявляется не только искажение перспективы, но и виньетирование (затемнение) по всем четырем углам, а кроме того, снимок недодержан и недостаточно контрастен.
Удалось лишь передать атмосферу таинственности и тумана, но в целом снимок пока что плохой.
Шаг 6
Начнем с быстрой настройки экспозиции и контраста, чтобы потом не отвлекаться. Для этого достаточно сделать всего несколько щелчков мышью. Когда снимок выглядит недодержанным и "плоским" (недостаточно контрастным), лучше всего воспользоваться кнопкой Auto (Авто). Снимок уже улучшился, но пока это только начальная точка. Добавьте больше контраста, перетащив ползунок Contrast (Контрастность) к отметке +20, а затем перетащите ползунок Blacks (Затемнение) к отметке -50, чтобы тени не выглядели размытыми, и, наконец, перетащите ползунок Clarity (Четкость) вправо (я остановился на отметке +71, чтобы проявить достаточно деталей). Виньетирование по краям все еще осталось, но сейчас мы его устраним.
Шаг 7
Перейдите к панели Lens Corrections (Коррекция дисторсии) и установите флажок Enable Lens Profile Corrections (Разрешить коррекцию профиля объектива) на вкладке Profile (Профиль). Программа проверяет метаданные снимка и, если в базе данных удается найти соответствующий профиль объектива, автоматически исправляет снимок. В данном случае удалось выровнять фундамент здания, немного выправить перспективу фасада и устранить виньетирование по краям. Результат снова улучшился, но этого мало. Линия фундамента оказалась недостаточно ровной, поэтому я отрегулировал степень коррекции, перетащив ползунок Distortion (Искажение) к отметке 113.
Шаг 8
Если незначительные настройки профиля объектива не помогают (на иллюстрации к предыдущему шагу хорошо видно, что здания по-прежнему "заваливаются"), откройте вкладку Manual (Ручной режим) и выполните нужные преобразования вручную. (Примечание: преобразования, выполняемые на вкладке Manual, добавляются к настройкам, заданным на вкладке Profile.) В данном случае требуется устранить вертикальное искажение перспективы. Перетаскивайте ползунок Vertical (По вертикали) влево, наблюдая за положением башни. Она должна стать строго вертикальной (мне пришлось перетащить ползунок к отметке -43). Подобное изменение перспективы приведет к появлению в нижних углах изображения пустых областей с серой заливкой, но этот дефект мы вскоре устраним. На данном этапе нам удалось решить хотя бы проблему "падающей башни".
Шаг 9
Щелкните на кнопке Open Image (Открыть изображение), чтобы открыть полученное изображение (с пустыми областями по углам) в программе Photoshop. Очевидно, что для устранения проблем с выравниванием программе пришлось немного сжать изображение. Это привело к небольшому искажению пропорций зданий. Чтобы восстановить исходные пропорции, а заодно убрать пустые области с серой заливкой, воспользуйтесь инструментом Rectangular Marquee (Прямоугольная область), который вызывается клавишей <М>, и протащите его указатель по изображению, удерживая нажатой кнопку мыши. Рамка выделения должна дойти до нижнего края изображения над пустой областью. Теперь нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+T>, чтобы включить режим свободного трансформирования. Потяните центральный нижний маркер вниз, чтобы заполнить серый промежуток, как показано на иллюстрации. Нажмите клавишу <Enter> (<Return>), чтобы заблокировать изменения, а затем нажмите <Ctrl+D>, чтобы снять выделение. Теперь здание не кажется сжатым.
Шаг 10
Что касается двух треугольных промежутков по краям, то есть два варианта. 1. Проще всего кадрировать изображение так, чтобы удалить серые края. Для этого нажмите клавишу <C> для выбора инструмент Crop (Рамка), растяните рамку по фотографии так, чтобы промежутки остались вне области выделения, и нажмите клавишу <Enter> (<Return>). 2. Второй метод, основанный на заливке с учетом содержимого, гораздо эффективнее. Выберите инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) и щелкните на сером участке слева, чтобы выделить его, а затем щелкните на сером участке справа при нажатой клавише <Shift>. В меню Selects > Modify (Выделение > Модификация) выполните команду Expand (Расширить) и в диалоговом окне Expand Selection (Расширить область) введите значение 4. (Заливка с учетом содержимого работает лучше, если расширить выделение на 4 пикселя.)
Шаг 11
Нажмите клавишу <Backspace> (<Delete>), чтобы открыть диалоговое окно Fill (Заполнить). Только учтите, что изображение должно быть сведенным. Если оно располагается на отдельном слое, нажатие клавиши не сработает, и придется выполнить команду Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку). Убедитесь в том, что в раскрывающемся списке Use (Использовать) выбрано значение Content-Aware (С учетом содержимого). Щелкните на кнопке ОК и позвольте программе сделать всю работу за вас. Конечно, кое-где произошло дублирование деталей, но на 98% результат меня устраивает. Конец уже близок! Нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+D>, чтобы отменить выделение треугольных областей.
Шаг 12
Башня слева уже не "заваливается", но выглядит немного сплюснутой. Давайте применим еще один быстрый прием. Снова воспользуйтесь инструментом Rectangular Marquee (Прямоугольная область) и обведите башню рамкой, захватив при этом немного пространства вокруг (нам нужно скрыть старый фрагмент, чтобы он не был виден). Нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+J>, чтобы скопировать выделенную область на отдельный слой, и нажмите комбинацию клавиш <Ctrl+T>, включив режим свободного трансформирования.
Шаг 13
Удерживая нажатой клавишу <Ctrl>, перетащите правый верхний маркер рамки вверх, чтобы выпрямить башню (как показано на иллюстрации). Не исключено, что в результате башня станет выше, чем нужно, поэтому в конце отпустите клавишу <Ctrl> и перетащите центральный верхний маркер немного вниз. Пока режим свободного трансформирования активен, перейдите к панели Layers (Слои) и уменьшите непрозрачность верхнего слоя, чтобы под ним была видна исходная башня. Это позволит совместить их изображения. Только не забудьте потом вернуть непрозрачность к отметке 100%. Теперь нажмите клавишу <Enter> (<Return>), чтобы заблокировать трансформацию. Можно ли считать такой прием "жульничеством"? Я вас умоляю! Его не стоит применять, если вы фотожурналист, снимающий репортажи для службы новостей. Если же вы, как и я, просто пытаетесь делать красивые фотографии, пользуйтесь им на здоровье.
Шаг 14
Финальный шаг заключается в существенном усилении резкости полученного изображения.
Выполните в меню Filter > Sharpen (Фильтр > Усиление резкости) команду Unsharp Mask (Контурная резкость). В поле Amount (Эффект) задайте значение от 90 до 100%, увеличьте значение радиуса до отметки 1.5 и выставьте значение Threshold (Изогелия) на отметку 3. Это значительное усиление резкости, но когда имеешь дело с фотографией, в которой столько деталей, резкости мало не бывает. Щелкните на кнопке ОК, чтобы завершить работу по коррекции дисторсии. На следующей странице показаны исходное и отредактированное изображения.