После настройки баланса белого я обычно приступаю к коррекции экспозиции. Многие могут возразить, мол, это самый важный элемент, и его нужно исправлять в первую очередь. Но если на снимке имеется преобладающий синий оттенок, никто не посмотрит на то, что экспозиция данного снимка, скажем, недодержана на треть ступени. Поэтому я сначала исправляю баланс белого и лишь затем перехожу к экспозиции. В данном случае речь идет не только о ползунке Exposure. За экспозицию в Camera Raw отвечают целых пять ползунков: Exposure (Экспонир) — средние тона, Blacks (Затемнение) — глубокие тени, Shadows (Тени) — обычные тени, Highlights (Света) — светлые тона и Whites (Белые) — самые яркие участки.
Шаг 1
Как и компания Adobe, я рекомендую начинать с верхнего тонального ползунка на панели Basic (Основные), поочередно переходя к следующим ползункам. Такой порядок работы существенно отличается от того, что было принято в предыдущих версиях Camera Raw, где не имело принципиального значения, какой ползунок перемещать и в какой очередности.
В версии CS6 лучше всего начинать с ползунка Exposure (Экспонир), который влияет на средние тона. Если результат получается немного размытым, переходите к ползунку Contrast (Контрастность), который теперь работает гораздо лучше, чем одноименный ползунок в предыдущих версиях программы (там я вообще старался его избегать). Показанная здесь фотография выглядит довольно неудачно. Она сделана в условиях достаточно резкого освещения и поэтому нуждается в серьезной коррекции в Camera Raw.
Шаг 2
Начнем с настройки ползунка Exposure (Экспонир). Фотография кажется недодержанной, поэтому перетащите ползунок влево, чтобы затемнить средние тона и экспозицию в целом. В данном случае я перетащил его к отметке -1.25, что само по себе заметно улучшило снимок, хотя он по-прежнему выглядит немного "безжизненным". Вот почему следующим шагом должна стать настройка ползунка Contrast (Контрастность). (Кстати, я не припомню случая, когда мне приходилось бы перемещать этот ползунок влево для ослабления контраста.)
Шаг 3
В предыдущих версиях Camera Raw, когда мне попадалась "безжизненная" фотография, я регулировал ползунок Blacks (Затемнение). Однако в версии CS6 контрастность регулируется с помощью ползунка Contrast (Контрастность), который позволяет сделать светлые области еще более светлыми, а темные — еще более темными. В данном случае я перетащил его к отметке +82, что помогло улучшить контрастность снимка. Описанные два действия — настройка ползунка Exposure (Экспонир) и последующая настройка ползунка Contrast (в случае необходимости) —должны выполняться для каждого снимка. Остальные настройки являются вспомогательными. Их нужно делать, отталкиваясь от правильной экспозиции. Это помогает избежать бессистемного и хаотичного перемещения ползунков.
Шаг 4
Прежде чем переходить к остальным настройкам, следует обратить внимание на то, что изменение ползунка Contrast (Контрастность) привело к потере светов, т.е. яркие области снимка утратили детализацию, став пересвеченными.
К счастью, Camera Raw выдает соответствующее предупреждение в правом верхнем углу гистограммы. Видите белый треугольник, обведенный на иллюстрации? Это и есть предупреждение о потере светов. Впрочем, никакого повода для паники нет. Прежде всего щелкните на самом треугольнике, и области изображения, в которых происходит потеря деталей, будут выделены красным цветом (посмотрите на руку статуи). Это позволяет оценить, насколько важными для нас являются данные области. Может, это просто блик на хромированном бампере автомобиля, детализацией которого вполне можно пренебречь.
Шаг 5
Если выделения красным появляются на важных областях снимка (а рука статуи для меня определенно важна), передвиньте ползунок Highlights (Света) влево, пока красные выделения не исчезнут (в данном случае я перетащил его к отметке -18). Тем пользователям, которые работали в предыдущих версиях Photoshop, придется свыкнуться с тем, что такой алгоритм не соответствует логике работы прежнего ползунка Recovery (Экспокоррекция), поскольку компания Adobe решила кардинально изменить алгоритм работы ползунка Exposure (Экспонир). Теперь при настройке данного ползунка возникает гораздо меньший риск потери светов, поэтому можно сказать, что часть функциональности ползунка Recovery перешла к ползунку Exposure. Тем не менее я вначале настраиваю ползунок Highlights и смотрю, удалось ли устранить красные области. Если что-то осталось, я понижаю значение Exposure, хотя на практике это приходится делать редко.
Совет: где найти фотографа http://metropolitanphoto.ru? предупреждающие треугольники. Если появляется не белый предупреждающий треугольник, а красный, желтый, пурпурный и т.п., то это указывает на менее серьезную проблему — потерю деталей конкретного цвета (в остальных цветовых каналах детали сохраняются).
Шаг 6
Следующий ползунок, Shadows (Тени), необходимо настраивать, только если возникает конкретная проблема, как и в случае ползунка Highlights (Света). В данном случае проблема связана с потерей деталей в левом верхнем углу снимка.
Там определенно что-то есть, но непонятно, что именно. Передвиньте ползунок Shadows вправо, чтобы осветлить тени (я перетащил его к отметке +87), и посмотрите, насколько изменилась проработка деталей фона.
Шаг 7
Прежде чем перейти к следующему ползунку, давайте временно переключимся на другую фотографию, чтобы понять, когда чаще всего возникает необходимость в настройке ползунка Shadows (Тени). Речь идет о фотографиях с контровым светом, когда, к примеру, экспозиция неба хорошая, а передний план оказывается чересчур темным. Когда я делал этот снимок, глаза фиксировали немного другую картинку, сглаживая существенную разницу в экспозиции, однако современные фотоаппараты все еще не настолько "продвинуты", как человеческий глаз, и в итоге получаются вот такие снимки. В предыдущих версиях Camera Raw требовалось настраивать ползунок Fill Light (Заполняющий свет), но при этом возникали новые проблемы (чрезмерное перемещение ползунка придавало снимку эффект HDR, но в негативном плане). В версии CS6 ползунок Shadows работает в связке с ползунком Exposure (Экспонир), давая гораздо лучшие результаты. Начните, как всегда, с настройки ползунка Exposure, а затем — Contrast (ползунок Shadows должен применяться после них для получения оптимального результата).
Шаг 8
Теперь перетащите ползунок Shadows (Тени) максимально вправо, чтобы "проявить" детали на скалах и на переднем плане, благодаря чему фотография начинает выглядеть более сбалансированной(в данном случае я перетащил ползунок к отметке +90). Как видите, никаких артефактов, напоминающих применение ползунка Fill Light (Заполняющий свет) из предыдущих версий, здесь не появилось. Все выглядит вполне естественно. Впрочем, столь сильное увеличение параметра Shadows вызвало небольшую потерю деталей в канале красного цвета (появился красный предупреждающий треугольник в правом верхнем углу гистограммы). Но подобный недостаток очень легко устранить — достаточно перетащить ползунок Whites (Белые) немного влево, к отметке -17, чтобы уменьшить яркость светлых участков. Теперь можем вернуться к исходному изображению.
Шаг 9
Последние два ползунка, с которыми осталось познакомиться, — Whites (Белые) и Blacks (Затемнение). Те, кто работали с диалоговым окном Levels (Уровни) в Photoshop, быстро поймут их действие, потому что это напоминает установку точек белого и черного. Как правило, если мне приходится применять ползунок Whites, который отвечает за яркость светлых участков, я перетаскиваю его вправо, чтобы светлые области получались насыщенно белыми (а не светло-серыми). Но в данном случае ползунок пришлось перетаскивать влево, к отметке -28, чтобы скрыть факт съемки при столь резком освещении. Я также увеличил насыщенность глубоких теней, перетащив ползунок Blacks немного влево, к отметке -10. Этот ползунок я настраиваю в самом конце, если итоговые цвета кажутся недостаточно насыщенными. На иллюстрации к данному шагу показаны исходная и отредактированная версии фотографии, но должен отметить, что мне также пришлось внести еще два финальных изменения. Во-первых, я увеличил значение ползунка Clarity (Четкость), о котором будет говориться далее, а во-вторых, немного увеличил параметр Vibrance (Красочность). Опять-таки советую менять настройки в последовательности"сверху вниз", но помнить о том, что менять параметры Highlights (Света) и Shadows (Тени) нужно не всегда, а только в тех случаях, когда на фотографиях есть соответствующие проблемные участки, иначе их лучше не трогать.