Построение кадра. Композиционные приемы.

Употребление термина "фото­графическая композиция" мо­жет быть весьма проблематичным, поскольку в этом случае в голову приходит мысль о том, что данный термин подразумевает наличие определенных правил, которым необходимо следовать, чтобы до­стичь удовлетворительного резуль­тата. В действительности же не су­ществует таких фотографических правил, которые нельзя нарушать. Однако понимание того, как распо­ложение визуальных элементов в кадре сообщает зрителям ту или иную информацию, поможет вам более точно предугадать реак­цию аудитории на вашу фотоработу.

В самых общих чертах, компо­зиция - это всего-навсего располо­жение основного объекта и любых других элементов, составляющих образ, в радующей глаз манере внутри пространства, ограниченно­го рамкой видоискателя. При цент­ральном расположении объектов имеется вероятность к недостаточ­ной передаче динамики внутри кадра, и подобное построение является самым статичным. Распо­ложение объекта в левой или пра­вой части кадра, в верхней или нижней его половине, сразу же привносит ощущение движения и, возможно, даже напряженности. Применение диагональных линий, противопоставляемых вертикаль­ным или горизонтальным,- еще один способ привнесения в кадр напряженности и без затруднений ощущаемого движения.

Цвет также может стать еще одним композиционным приемом построения кадра. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) как бы приближаются в кадре к зрителю, в то время как холодные цвета (синий, зеленый) удаляются в глубину кадра. Поэтому при оп­ределенных условиях впечатление от общей композиции различных элементов объекта возможно варьировать посредством цвета. Кроме того, цвет может оказывать влияние на наше восприятие про­странственного объема, занимае­мого элементами объекта (предме­тами и людьми) внутри кадра. Некоторые цвета делают их мень­шими, а некоторые - большими по размеру. Это же можно сказать и о световых тонах белого и черно­го. К примеру, темные тона создают впечатление большего по объему пространства, чем свет­лые тона.

Когда объектснятв про­филь (вверху слева), следует оставить больше про­странства перед лицом, чем за ним. Это поможет избежать впечатления, что объект "втиснут" в кадр, что особенно важно в дан­ной ситуации, поскольку верхняя часть снимка обре­зана. Чтобы понять, как выглядел бы данный фотосни­мок, если бы объект был расположен ближе кцентру, для сравнения приводится иллюстрация вверху справа.

Когда вы смотрите в видоиска­тель, думайте о незаполненном пространстве кадра, как о чистом листе бумаги, на котором вам необ­ходимо разместить объекты, чтобы передать зрителям то, что вы хотите выразить данной фотографией.

В студии у вас будет больше вре­мени для осуществления выверенно­го подхода к каждому снимку. Прежде чем нажать на кнопку затво­ра, посмотрите на пространство, ог­раниченное с четырех сторон рам­кой, и убедитесь, что все элементы в кадре вносят свой положительный вклад в данную композицию.

построение кадра

ФОТОГРАФ
Энтони Оливер
КАМЕРА
6 X 6 СМ
ОБЪЕКТИВ
180 мм
Экспозиция 1/125 С
ОСВЕЩЕНИЕ
дневное и студийная вспышка

На данном портрете у которого верхний и правый край неожиданно об резаны, изображено лицо человека с сильным характером. На снимке виден только один глаз объекта, который смотрит прямо в объектив и сквозь него на зрителя.


построение кадра

ФОТОГРАФ
Джо Спрейнджерс
Камера
6 х 4,5 см
ОБЪЕКТИВ
80 мм
Экспозиция 1/22
Освещение
3 студийные вспышки (1-е софтбоксом)

Использование соот ветствующего тона и контура на данном двойном портрете создает впечатление трехмерности объектов.

построение кадра

Треугольные формы всегда создают стабильные кажущиеся трехмерными композиции. Данная тенденция усиливается на портрете темной одеждой объектов и преднамеренной недостаточной освещенностью нижней части кадра, что добавляет объектам весомость.


построение кадра

ФОТОГРАФ
Джо Спрейнджерс
КАМЕРА
бх 6 см
ОБЪЕКТИВ
80 мм
Экспозиция /зо с и 1/22
ОСВЕЩЕНИЕ
3 студийные вспышки (1-е софтбоксом)

Объект располагающийся в центре композиции обычно делает ее очень статичной. Здесь же, однако, фотограф выстроил кадр так, что поза, принятая объектом, противодействует вышеуказанному правилу.

построение кадра

Сильно выраженные диагональные линии, образуемые позой объекта и положением его тела в целом, а также линия направления его взгляда, которая выводит зрителя за рамки снимка, наполняют данный портрет динамикой и напряжением.


построение кадра

ФОТОГРАФ
Джо Спрейнджерс
КАМЕРА
6 X 6 СМ
ОБЪЕКТИВ 100 мм
Экспозиция
1/125 С
ОСВЕЩЕНИЕ
2 студийные вспышки (1-е софтбоксом)

Данная фотография нарушает некоторые из правил портретной композиции - зритель практически не видит лицо объекта и не встречается с ним взглядом. Но правила для того и существуют, чтобы их нарушать, и данный снимок представляет собой очаровательный и забавный портрет, вызывающий добрые чувства.

построение кадра

Одно из правил которые следует знать - правило пересечения третей. Если представить, что рамка видоискателя разделена горизонтальными и вертикальными линиями на три части, то тогда любой из элементов объекта, расположенный на одной из этих линий, получает дополнительный акцент. Еще больший акцент придается элементу, расположенному на пересечении этих линий, например глаз ребенка на данном портрете.

Просмотров: 6 837