Употребление термина "фотографическая композиция" может быть весьма проблематичным, поскольку в этом случае в голову приходит мысль о том, что данный термин подразумевает наличие определенных правил, которым необходимо следовать, чтобы достичь удовлетворительного результата. В действительности же не существует таких фотографических правил, которые нельзя нарушать. Однако понимание того, как расположение визуальных элементов в кадре сообщает зрителям ту или иную информацию, поможет вам более точно предугадать реакцию аудитории на вашу фотоработу.
В самых общих чертах, композиция - это всего-навсего расположение основного объекта и любых других элементов, составляющих образ, в радующей глаз манере внутри пространства, ограниченного рамкой видоискателя. При центральном расположении объектов имеется вероятность к недостаточной передаче динамики внутри кадра, и подобное построение является самым статичным. Расположение объекта в левой или правой части кадра, в верхней или нижней его половине, сразу же привносит ощущение движения и, возможно, даже напряженности. Применение диагональных линий, противопоставляемых вертикальным или горизонтальным,- еще один способ привнесения в кадр напряженности и без затруднений ощущаемого движения.
Цвет также может стать еще одним композиционным приемом построения кадра. Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый) как бы приближаются в кадре к зрителю, в то время как холодные цвета (синий, зеленый) удаляются в глубину кадра. Поэтому при определенных условиях впечатление от общей композиции различных элементов объекта возможно варьировать посредством цвета. Кроме того, цвет может оказывать влияние на наше восприятие пространственного объема, занимаемого элементами объекта (предметами и людьми) внутри кадра. Некоторые цвета делают их меньшими, а некоторые - большими по размеру. Это же можно сказать и о световых тонах белого и черного. К примеру, темные тона создают впечатление большего по объему пространства, чем светлые тона.
Когда объектснятв профиль (вверху слева), следует оставить больше пространства перед лицом, чем за ним. Это поможет избежать впечатления, что объект "втиснут" в кадр, что особенно важно в данной ситуации, поскольку верхняя часть снимка обрезана. Чтобы понять, как выглядел бы данный фотоснимок, если бы объект был расположен ближе кцентру, для сравнения приводится иллюстрация вверху справа.
Когда вы смотрите в видоискатель, думайте о незаполненном пространстве кадра, как о чистом листе бумаги, на котором вам необходимо разместить объекты, чтобы передать зрителям то, что вы хотите выразить данной фотографией.
В студии у вас будет больше времени для осуществления выверенного подхода к каждому снимку. Прежде чем нажать на кнопку затвора, посмотрите на пространство, ограниченное с четырех сторон рамкой, и убедитесь, что все элементы в кадре вносят свой положительный вклад в данную композицию.
ФОТОГРАФ
Энтони Оливер
КАМЕРА
6 X 6 СМ
ОБЪЕКТИВ
180 мм
Экспозиция 1/125 С
ОСВЕЩЕНИЕ
дневное и студийная вспышка
На данном портрете у которого верхний и правый край неожиданно об резаны, изображено лицо человека с сильным характером. На снимке виден только один глаз объекта, который смотрит прямо в объектив и сквозь него на зрителя.
ФОТОГРАФ
Джо Спрейнджерс
Камера
6 х 4,5 см
ОБЪЕКТИВ
80 мм
Экспозиция 1/22
Освещение
3 студийные вспышки (1-е софтбоксом)
Использование соот ветствующего тона и контура на данном двойном портрете создает впечатление трехмерности объектов.
Треугольные формы всегда создают стабильные кажущиеся трехмерными композиции. Данная тенденция усиливается на портрете темной одеждой объектов и преднамеренной недостаточной освещенностью нижней части кадра, что добавляет объектам весомость.
ФОТОГРАФ
Джо Спрейнджерс
КАМЕРА
бх 6 см
ОБЪЕКТИВ
80 мм
Экспозиция /зо с и 1/22
ОСВЕЩЕНИЕ
3 студийные вспышки (1-е софтбоксом)
Объект располагающийся в центре композиции обычно делает ее очень статичной. Здесь же, однако, фотограф выстроил кадр так, что поза, принятая объектом, противодействует вышеуказанному правилу.
Сильно выраженные диагональные линии, образуемые позой объекта и положением его тела в целом, а также линия направления его взгляда, которая выводит зрителя за рамки снимка, наполняют данный портрет динамикой и напряжением.
ФОТОГРАФ
Джо Спрейнджерс
КАМЕРА
6 X 6 СМ
ОБЪЕКТИВ 100 мм
Экспозиция
1/125 С
ОСВЕЩЕНИЕ
2 студийные вспышки (1-е софтбоксом)
Данная фотография нарушает некоторые из правил портретной композиции - зритель практически не видит лицо объекта и не встречается с ним взглядом. Но правила для того и существуют, чтобы их нарушать, и данный снимок представляет собой очаровательный и забавный портрет, вызывающий добрые чувства.
Одно из правил которые следует знать - правило пересечения третей. Если представить, что рамка видоискателя разделена горизонтальными и вертикальными линиями на три части, то тогда любой из элементов объекта, расположенный на одной из этих линий, получает дополнительный акцент. Еще больший акцент придается элементу, расположенному на пересечении этих линий, например глаз ребенка на данном портрете.