Один из способов проявить индивидуальное фотографическое или операторское видение – использовать ракурсную съемку.
В широком смысле ракурс – это точка и направление съемки. Но чаще это слово употребляют применительно к низким или высоким позициям камеры при фотографировании или киносъемке, в результате чего подчеркиваются перспективные изменения размеров объектов в кадре.
Долгое время фотографы использовали композиционные средства живописи. Это было связано с неразвитостью специфических для светописи выразительных средств и желанием любой ценой добиться художественности, многозначности, поэтичности образа. Рисунок перспективы продолжал традиции, существовавшие в изобразительном искусстве. Объективы, формирующие непривычное изображение пространства, и легкая съемочная аппаратура появились далеко не сразу. Положение фотоаппарата (а позже и кинокамеры) над уровнем земли определялось не творческим замыслом, а ростом человека, выполняющего съемку, и соответствующей высотой штатива. Когда знаменитый французский литератор и фотограф Надар сфотографировал Париж с воздушного шара, художник Домье создал известную карикатуру с подписью: «Надар поднял фотографию на высоту настоящего искусства». Время показало, что ироническое замечание оказалось правдивой констатацией факта. Впервые был использован ракурс, ранее не встречавшийся на картинах и рисунках. Позже, когда появились аппараты, позволявшие снимать с рук, без штатива, начали фотографировать с уровня глаз или, гораздо чаще, с уровня пояса. Конструкция камер в большинстве случаев была приспособлена ко второму способу визирования.
Революция в фотографическом видении стала результатом развития стилистики документальной фотографии и начала производства портативной съемочной техники, а так же объективов с «нестандартным» рисунком перспективы. Непосредственными авторами трансформаций стилистики в фотографии и кино стали художники-авангардисты, искавшие свежие решения, способные охарактеризовать и отразить быстро изменяющийся мир начала ХХ века. Их «технологические» подходы оказались весьма плодотворными. В Советском Союзе новаторство в фотостилистике связано с именем А. М. Родченко. Он обогатил фотографию свойственными только ейхудожественными средствами и показал красоту реального факта, изящество оптически точной перспективы, фотографическую эстетику изображения. Родченко развил ракурсную съемку от конструктивистского эксперимента до композиционного метода, который сегодня повсеместно используется в фотографии и кино.
При ракурсном построении кадра основной темой становится мотив глубины пространства. В кадре выпукло выявляется третье измерение. Происходит «прорыв» плоскости отпечатка. Оказывается доступной красота пространственного восприятия.
Ракурсный подход, кроме того, закладывал творческие основы принципиально нового отношения к съемке в фотосерии и фотоочерке.
Художественным средством становилась режиссура темы. А. М. Родченко считал: «Нужно с объекта давать несколько разных фото с разных точек и положений, как бы обсматривая его, а не подглядывая в одну замочную скважину».
Очень часто под ракурсной съемкой подразумевают кадры, сфотографированные широкоугольным объективом с низкой точки. Но это неоправданно ограниченное понимание данного художественного приема. Действительно, ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сокращениями размеров, схождениями и укорочением вертикалей. Часто их называют «перспективными искажениями». Это не совсем верно. Объектив передает рисунок перспективы с геометрической точностью. На самом деле человеческое зрение корректирует образы, а оптическая перспектива может казаться нам непривычной в зависимости от угла охвата пространства объективом (фокусного расстояния) и расположения камеры (направления съемки).
Одна из самых распространенных точек съемки – на уровне глаз. Именно с такой высоты мы обычно смотрим на окружающие объекты. Форма предмета, его объемы, перспективный рисунок при подобной позиции фото или видеокамеры привычны для глаза, реалистично передают образ объекта. Такую точку съемки можно считать нормальной по высоте. С изменением высоты камеры над землей меняется расположение линии горизонта в кадре: при нижней – опускается, при верхней – поднимается.
При съемке с нижней точки трансформируется привычное сопоставление предметов переднего и заднего планов по высоте. Даже невысокие близко расположенные объекты оказываются на снимке одной высоты с крупными сооружениями заднего плана или проецируются на фон неба. Таким образом, усиливается значимость предмета на переднем плане. Рисунок передачи перспективы с нижней точки съемки иногда называют «лягушачьей перспективой», с верхней точки – «перспективой всадника», а с очень высокой «птичьего полета».
При длиннофокусном объективе масштабные сокращения перспективы меньше, при короткофокусном (широкоугольном) – больше. Фотограф может лишь незначительно сместиться относительно «нормальной» высоты съемки (легкий ракурс), но более ярким приемом, конечно, будет заметно низкая или высокая позиция камеры и наклон ее объектива вверх или вниз (явный ракурс). Легкий ракурс видоизменяет отдельные элементы кадра. Явный ракурс диктует композиционное построение снимка.
Применение ракурсной точки и направления съемки требуют логического обоснования. Например, в репортажной съемке нижний ракурс позволяет подчеркнуть высоту прыжка спортсмена. В других случаях – дает возможность освободить кадр от пестрого и перегруженного фона и поместить объекты на спокойный фон неба. Нижний ракурс усиливает выразительность силуэта, выявляет вертикальный размер предмета съемки, демонстрирует его значимость, величественность или грандиозность.
При нижнем ракурсе объект как бы запрокидывается назад или устремляется вперед, лишившись статической опоры и находясь в динамическом состоянии. Эти состояния могут быть подчеркнуты диагональным построением кадра, резкими наклонами и поворотами, свободным пространством в кадре и динамичным световым решением. Нижние источники рисующего и моделирующего света усиливают эффект.
Верхняя точка съемки передает многоплановость, ощущение простора, массовость и общность действий большого количества людей.
Раскрывает пространственное положение сюжетно важного объекта в многоплановом пространстве.
Следует учитывать, что при верхней точке съемки предметы как бы прижаты к земле.
Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек, давая полное представление об объекте.
Искажается их истинная высота. Верхний ракурс поможет продемонстрировать обширное пространство и расположение объектов в нем.
При таком взгляде хорошо видны горизонтальные поверхности и сюжеты, развивающиеся в этих координатах. Выразительно выявляется линейная перспектива.
Еще одним параметром, характеризующим ракурс, является направление фотографирования – центральное, со смещением, крайнее. Оно определяется положением камеры по отношению к объекту съемки. При центральном ракурсе выстраивается фронтальная композиция, в которой ось снимка совпадает с направлением оптической оси объектива. В результате получается плоскостное изображение предмета съемки, кадр лишается глубины. Данная композиция применяется для ознакомления с объектом фотографирования в целом, чаще всего в жанре городского пейзажа и архитектурной съемки. При смещении направления объектива от перпендикуляра к фронтальной плоскости предмета вашего фотографического интереса выявляются объемы пространства. Линии схождения перспективы устремляются к активным точкам композиции. Они, согласно правилу золотого сечения, как вы помните, не совпадают с геометрическим центром картины. Уходящие линии создают направленность рисунка. При еще большем смещении точки съемки возникают динамичные диагональные композиционные построения. Варьируется также наклон линейной перспективы.
Эксперименты и упражнения по съемке различных объектов и людей с использованием необычных ракурсов полезно попробовать выполнить каждому начинающему фотографу и видео/кинооператору. Но следует помнить, что у такой манеры фиксировать мир, кроме неоспоримых достоинств, есть и недостатки. От созерцания «перекошенной» действительности быстро устаешь. Творческое исследование может незаметно для автора оказаться просто трюкачеством. Необходимо почувствовать ту меру, которая отличает оригинальность кадра от искусственной вычурности. Если ракурсная съемка не выявляет каких-либо существенных свойств фотографируемого объекта, она превращается в нарочитый формальный прием.