Blog Pro Photo

Цифровая обработка снимка

Цифровая обработка снимка
Цифровая обработка снимка

Этот снимок свидетельствует о том, каким мастером послесъемочной обработки был Энсел Адамс. По сравнению с этой фотографией исходный вариант, без осветления и затемнения, выглядит безжизненным.

Но Адамс разглядел в снимке скрытые возможности: «Хотя в целом это низкоконтрастный пейзаж, мне представился довольно яркий готовый снимок. Его объект обладает огромным потенциалом выразительности».
Процесс реализации этого потенциала начался с увеличения контрастности негатива путем увеличения времени проявления (нормальное +1). Точное осветление и затемнение довершило остальное. Время Адамс отмерял с помощью метронома, два дерева на переднем плане он осветлил в течение двух секунд, а края, верх, небо и центр затемнил в течение 1-10 секунд. Благодаря его умению работать в фотолаборатории из довольно заурядного негатива возник подлинный шедевр.

 

Цифровая обработка снимка

После зимней бури. Иосемитский национальный парк, 1940 г. Автор — Энсел Адамс.



«Я воспринимаю негатив как партитуру, а напечатанный снимок — как исполнение произведения по этой партитуре, передающее эмоциональные и эстетические идеи фотографа на момент экспонирования».
Энсел Адамс, 1983 г.

Выражая свои «эмоциональные и эстетические идеи», Адамс стал мастером послесъемочной обработки снимков.

Степень контроля, которую он освоил мучительным методом проб и ошибок, пользуясь сложным фотолабораторным оборудованием, теперь доступна каждому, у кого есть компьютер и соответствующее программное обеспечение. Адамс наверняка позавидовал бы имеющейся у современных фотографов возможности преобразовывать цветные снимки в черно-белые или точно осветлять и затемнять изображения.

Но если фотографы, предпочитающие черно-белые снимки, имеют все основания радоваться новым цифровым инструментам, их коллеги, работающие с цветными изображениями, не спешат торжествовать. Послесъемочная обработка черно-белых снимков развивалась постепенно и превратилась в сложный и элегантный процесс задолго до появления Photoshop, но аналоговая печать цветных снимков — гидротипный способ получения цветной фотографии. В него входит изготовление трех матриц, по одной для каждого цвета, окрашивание (нанесение на страницу голубого, пурпурного и желтого красителей), затем перенос каждого красителя на готовый снимок. Слои требуется тщательно совместить, освоение этого процесса занимает годы.
Говорят, что один из современных мастеров гидротипии, пейзажный фотограф Чарльз Крамер, решительно отказался от этого процесса еще на заре цифровой эпохи. В конце 90-х гг. XX в. Крамер экспериментировал с цифровой печатью с отсканированных барабанным методом диапозитивов 4x5.

Через несколько лет он описывал свою фотолабораторию: «Все выглядит точно так, как я оставил, только покрылось слоем пыли. Лаборатория чем-то напоминает руины культуры Анасази с разбросанными кукурузными початками, словно обитатели этих руин только что сбежали». Крамер обнаружил, что с помощью новых цифровых инструментов можно делать цветные фотографии лучшего качества, чем старым гидротипным методом.
Современные принтеры вместе со сложными средствами управлениями, предлагаемыми Photoshop и другими приложениями, позволяют печатать снимки, ничем не уступающие полученным в фотолаборатории. Освоить эти инструменты — одно, развить вкус и умение оценивать качество снимков — другое. Методы изменились, эстетические принципы — нет.
И здесь мы снова можем многому научиться у мастеров прошлого, особенно у Энсела Адамса, виртуоза послесъемочной обработки.

Адамс говорил: «Качество снимка, как правило, зависит от способности фотографа чувствовать света и тени». Он говорил о том, как важно найти верную степень контрастности, достаточную, чтобы придать изображению живой вид, но без чрезмерной резкости. Кроме того, важно знать, когда фотографии требуется придать драматизм с помощью небольшого количества черного цвета, или когда более сложные тона выразят настроение снимка.

Для цветных снимков значение имеет также насыщенность. Если она недостаточна, снимок будет выглядеть плоским, если избыточна — слишком броским, кричащим.

Важен и точный баланс цветов. Подразумевается не поиск некой теоретически нейтральной точки, а скорее, гармония теплых и холодных оттенков.

Адамс говорил: «Разница между очень хорошим и прекрасным снимком незаметна, ее трудно, если вообще возможно, описать словами. Вид прекрасного снимка вызывает чувство удовлетворения, а вид снимка, не соответствующего стандартам качества, — неловкость».

Рекомендуем почитать по этой теме
Какие сцены лучше всего подходят для НDR-съемки
Великолепная семерка, урок 6-2
Интервальная съемка
Текстовые эффекты в книгах о свадьбе, часть 1
Монитор и видоискатель
Используйте сверхширокоугольный объектив, чтобы передать ощущение масштаба