Движение

К размытию прежде относились, как к дефекту изображения и слабости технологии, но оно может добавить динамичности, если умело его использовать.

У фотографии особые отношения с движением. В то время как, допустим, кино интерпретирует дви­жение, фотография обладает способностью пой­мать его мгновение. Фактически до того как каме­ры с относительно быстрой пленкой нацелены на активные объекты, о деталях их быстрых, сложных движений остается только гадать. Хорошо извест­ные серии снимков движений животных и людей, сделанные Майбриджем (Muybridge) в конце XIX века, появились, когда его специально наняли, что­бы разрешить спор: отрываются ли во время скач­ки от земли все четыре ноги галопирующей лоша­ди (это оказалось истиной).

Успех фотографии обнаружился в «заморажива­нии» движения с абсолютной четкостью. Изначаль­но это впечатляло, но теперь стало обыденным. Все зависит от того, как используется камера, то есть от таких деталей, как длительность выдержки, по­зиция камеры и движется ли сама камера (а если да - то следует за объектом или движется в проти­воположную сторону). Долгое время прием «замер­зшего мгновения» считался единственным спосо­бом поймать движение, но когда камеры были установлены по-другому, проявился иной эффект. Когда выдержка была относительно большой (из-за недостаточности освещения, медленной пленки или просто слишком большой скорости объекта), движение появлялось на снимке размытым мазком, а не четким «замороженным» мгновением.

последовательность всплесков

Размытый взгляд

Заморозка движения в те времена считалась пра­вильной, так что от размытия отмахнулись, как от дефекта, пока не оценили его привлекательность и то, что смазывание демонстрирует движение. Но размытие - это не то, что видим мы, а то, что ви­дит камера, и после более чем сотни лет разгля­дывания фотографий движущихся предметов вос­принимаем его как признак движения.

Размытие быстро было взято на службу цифро­выми спецэффектами, чтобы создавать иллюзию движения на тех снимках, где его нет или где оно недостаточно быстрое. Этот эффект способны со­здавать многие фильтры, но подходят к нему в основном как к условности. Допускается, что если что-то движется, оно размывается, тогда как в ре­альной фотографии камера обычно поворачивает­ся вслед за объектом, так что размывается, наобо­рот, фон. Но с этим можно разобраться, просто инвертировав выделение.

Более распространенная условность - добавлять к краю объекта размытый «хвост», оставляя сам объект четким. Это нереально - в том смысле, что так не случается на фотографиях - но может быть оправдано тем, что передает нужное ощущение. Условный «хвост» движения за объектом - форма стилизации, как и ступенчатый след, где часть противоположного направлению движения края объекта повторяется со все уменьшающейся не­прозрачностью. Такой эффект дает фильтр Velociraptor от Andromeda.

 

Движение к оригинальности

Настоящая проблема с размытием в движении и всеми его вариациями заключается в том, что оно стало стереотипом, особенно когда создается ис­кусственно, как в этих цифровых эффектах. Вред, практически, был нанесен уже тем, что это стало возможно. В фотографии как таковой, если по той или иной причине движение слишком быстрое для используемой выдержки, размытие просто возни­кает - и все тут! В наши дни большинство фото­графов, клиентов и зрителей готовы принять его как неизбежную особенность снимка, а не как ошибку или уловку. Но действительно ли фотогра­фия настоящая? Если возникает подозрение, что она прошла сквозь жернова цифровой манипуля­ции, то обычно делается предположение, что раз­мытие было добавлено специально, а это обесце­нивает снимок.

С использованием большой студийной вспышки лимон раз за разом роняли в емкость с во­дой. Затвор спускался вручную, чтобы получить серию снимков в разных позициях.

Окончательный вид комбинирован­ного снимка, где позиция сосу­да в разных слоях совмещена идеально, сжимает падение и всплеск до одного снимка. От­носительно медленный разряд вспышки происходил за 1/500 секунды.

Просмотров: 5