Морфинг - один из привлекательнейших приемов современного кинематографа, но каково его место в неподвижной фотографии?
Особое, известное каждому киноману применение искажения - это морфинг. Разработанный спец- эффектной студией ILM, он активно использовался в фильме Terminator 2 («Терминатор-2»). Морфинг - это переменное по времени искажение, где одно изображение превращается в другое. Прием стал - и пожалуй даже слишком - обычен для кинематографа. Как и все процедуры искажения, которые мы разбирали ранее, он полностью двухмерен и работает за счет перемещения пикселов по поверхности картинки. Грамотно примененный, он дает совершенно убедительное ощущение того, что вся форма объекта становится чем-нибудь еще.
Морфинг наиболее эффективен в качестве движущейся картинки, но я включил его сюда по двум причинам. Первое - неподвижные фотографии являются хорошим исходным материалом, а второе - это единственный процесс, который может смешать два снимка, сохранив часть свойств каждого из них. Этот последний эффект, в виде неподвижной фотографии, особенно популярен как разновидность доморощеной генетики, где вы смешиваете черты лиц двух людей, получая нечто третье.
Морфинг не следует путать со смешиванием (blending). Смесь двух изображений, основанная на цвете и прозрачности, предсказуема. Оба изображения, в зависимости от прозрачности, видны в окончательном варианте: они просто накладываются одно на другое, поскольку объекты в обоих слоях сохраняют свои визуальные характеристики. Они остаются тем же, чем были, даже если графически совмещаются. Морфинг использует другой метод: он двигает детали одного изображения в направлении соответствующих деталей другого, чтобы создать согласованное целое.
Квадратура круга
В качестве простейшего примера представьте превращение квадрата в круг. Физически вы сдвинули бы четыре угла к центру, одновременно оттягивая и сгибая каждую сторону наружу. Чтобы сделать это автоматически, в процедуре морфинга, вам придется сначала отметить на изначальном изображении (квадрат) и оконечном (круг) ряд точек, которые должны совместиться. Ключевыми точками будут углы квадрата и центры сторон, хотя если ничего больше не будет отмечено, получится восьмиугольник. Хитрость с программами морфинга заключается в том, чтобы найти способы сдвигать значения пикселов, окружающих ключевые точки.
Для этого есть несколько способов. Простейший - двигать каждый пиксел соответственно ближайшей ключевой точке: сильнее вблизи нее, слабее вдали. Однако смысл морфинга не просто в переходе от одного изображения к другому, айв самом изменении. Движение получается странным и завораживающим - новое визуальное ощущение - но оно должно еще и выглядеть правдоподобным. Здесь, по причине одной из странностей этого спецэффекта, в дело вступает восприятие, хотя никто никогда не видел, как, например, лицо одного человека превращается в лицо другого, но у всех нас есть инстинктивное ощущение того, как это должно было бы происходить. Морфинг лиц - самое популярное применение соответствующих программ. Взять хотя бы один аспект этого применения: большинство людей, наблюдающих трансформацию, предпочли бы, чтобы меняющейся казалась структура костей лица, а не все лицо целиком подвергалось бы мягкому желеобразному превращению. Точно так же «правильным» способом превращения квадрата в круг было бы, если бы линии были гибкими, но в то же время четкими и правильными, а не колышущимися. В морфинге явно есть что-то большее, чем видит глаз.
Плетение узлов
Основная работа пользователя - задать в двух изображениях пары ключевых точек, иначе узлов. Чем больше узлов - тем более плавной будет трансформация, и эти точки лучше располагать на четко и ясно видимых, важных деталях изображения. При морфинге лица, например, глаза гораздо важнее щек. После задания примерно двадцати узлов запустите морфинг в режиме предварительного просмотра. Тогда вы увидите по отстающим местам, где требуется больше узлов. Когда должны изменяться силуэты объектов, лучше применять вместо узлов ограничительные линии, и большинство программ морфинга предоставляют такую возможность.
Существует множество доступных программ морфинга, каждая со своим методом работы и инструкциями. Теоретически, вы можете повторить морфинг сами, используя лишь стандартные инструменты искажения, но это заняло бы много времени и вам нужно было бы очень хорошо помнить, какая деталь начального снимка куда движется. Если бы вы делали это для получения короткого клипа, вам было бы крайне трудно обеспечить плавность движений.
Морфинг
Рекомендуем почитать по этой теме