Циклическое повторение

Что бы вам ни было нужно от эффекта: бросающаяся ли в глаза искусственность, или, наоборот, бесшовность и хаотичность, - циклическое повторение всегда пригодится для создания новых текстур.

В этой повторяющейся операции исходное изобра­жение шаг за шагом копируется, вставляется и вы­равнивается для точного совпадения.

настраиваемая симметрия

Собираем пазл

Циклическое повторение лучше всего работает, если узор составлен так, что его противоположные края идеально соответствуют друг другу. Текстурный узор Puzzle (Пазл) в Photoshop - в Presets > Textures (Сти­ли > Текстуры) - иллюстрирует этот момент. Если вы скопируете его, затем увеличите холст и снова вста­вите копии, то ажурный узор совпадет сам с собой по вертикали и горизонтали. В случае мелких хаотичес­ких узоров с самого начала нет никаких закономерно­стей, и поэтому нет заметных деталей, которые нуж­но совмещать. Но при наличии ясно различимых деталей возникает заметное для глаза повторение - ключевая проблема при создании природных текстур.

Однако все это представляет для нас лишь ака­демический интерес, поскольку создание повторя­ющегося узора встроено во многие программы для создания текстур. Но, с другой стороны, это замет­ное для глаза повторение становится важным, ког­да дело доходит до создания большой области из маленького кусочка фотографии. Пример этого - проект на стр. 144-145, где была реальная необ­ходимость создать протяженную поверхность леса. В подобных случаях главная проблема - недопу­щение откровенно периодичного узора.

У проблемы две части: совмещение кусочков текстуры, а затем их рандомизация (внесение слу­чайного элемента). Первая решается созданием бесшовного, невидимого перехода, а в случае фо­тографии простейший подход - создавать по кра­ям переход к полной прозрачности (так что сам край вообще невидим). Некоторая часть поверхно­сти будет потеряна, примерно 10 %, но это позво­лит получить незаметный переход. Поскольку эф­фект это перцепционный, то обманет ли он глаз - зависит от самого изображения. Решить вторую часть проблемы, то есть избежать образования по­вторяющегося узора, гораздо труднее. У этого осеннего леса (на следующей странице справа) со­вмещение совершенно гладкое, но содержимое картинки остается слишком узнаваемым.

Хаотичность против закономерности

Единственное решение - подвергнуть исходное изоб­ражение ретуши, чтобы оно стало более однород­ным, а затем найти способ хаотически вращать ко­пии и накладывать их - опять же, хаотически. Если при помощи ретуши можно создать несколько вариаций исходного изображения - еще лучше. С перво­го взгляда понятно, что этот метод требует значи­тельных усилий. Хороший способ автоматизации - импортировать подготовленные изображения в про­грамму трехмерного моделирования в виде двухмер­ных объектов и использовать встроенные средства рандомизации, чтобы хаотически разбросать их.

Настоящие программы создания циклических узоров даже не связываются с вопросом хаотично­сти, поскольку должны добиваться прямо противо­положного эффекта, который, однако, хорошо под­ходит к некоторым типам графической иллюстрации. Фотографии однозначно представ­ляют собой интересный исходный материал, но, несмотря на то, что результат может получиться де­коративным, есть несколько случаев, когда повто­ряющийся узор дает фотореалистичную картинку. Предварительное условие - объект должен обла­дать геометрически правильным контуром, пред­почтительно прямоугольным. Если оно удовлетво­ряется, программы циклического сшивания - такие как КРТ 6.0 Projector и очень гибкая Terrazo (Вене­цианская мозаика) от Xaos Tools - способны со­здать повторяющиеся массивы немереной величи­ны.

Просмотров: 14